В 2012 году Морской терминал КТК в очередной раз стал лауреатом Международной премии «Нефтяной терминал»

Поддержка социально значимых сфер жизни общества и гуманитарное развитие регионов, где пролегает маршрут магистрального нефтепровода КТК

Общие сведения

  •  
    КТК сегодня
    Проект расширения
  • Годовой объем
    прокачки нефти
    35 млн
    тонн
    67 млн
    тонн
  • Тарифная выручка
    свыше
    1 млрд
    долл.
    2 млрд
    долл.
  • Количество
    ВПУ
    2
    3
  • Резервуарный парк Морского терминала
    0,4 млн м3
    1 млн м3
  • Количество
    НПС
    5
    15

Проект расширения КТК заключается в увеличении механической пропускной способности магистрального нефтепровода КТК до 67 млн тонн нефти в год. Это – вторая стадия строительства нефтепровода, которая изначально была заложена в ТЭО проекта КТК в 1998 году с учетом растущих объемов добычи и поставок нефти из Казахстана и России.  КТК имеет большое значение для развития крупных месторождений Каспийского региона. Увеличение добычи является залогом экономической эффективности КТК, равно как и расширение КТК – это гарантия стабильной работы нефтедобывающих компаний, транспортирующих нефть по трубопроводу. Реализация Проекта расширения позволит вывести консорциум на новый экономический уровень.  

В настоящий момент рост добычи в Казахстане опережает развитие экспортных трубопроводных мощностей в регионе, поэтому актуальность увеличения мощностей КТК очевидна. В расширенную систему трубопровода будет поступать нефть с месторождений, уже поставляющих нефть в КТК, например Тенгиз и Карачаганак. Добыча на Тенгизе за последние годы существенно выросла и есть планы по ее дальнейшему наращиванию. Также ожидается нефть с новых каспийских месторождений, например, Кашагана в Казахстане и месторождения им. Филановского в России. Параметры Проекта расширения разрабатывались на основе долгосрочных заявок на поставки нефти, которые представили грузоотправители КТК. Реальность этих планов подтверждается тем фактом, что объемы поставляемой нефти гарантированы соглашением «Качай или плати». Оно заключено с каждым поставщиком нефти и будет действовать до момента, когда затраты на реализацию проекта расширения окупятся.
Строительство планируется осуществлять поэтапно, при этом реализация каждой фазы даст прирост по мощности прокачки и отгрузки. Первый этап - модернизация существующих объектов КТК, замена 88 км трубопровода на территории Казахстана, а также строительство третьего ВПУ и трех резервуаров по 100 тыс. куб. м на Морском терминале, что позволит увеличить мощность системы до 35 млн т с нынешних проектных 28 млн (сейчас Компания способна прокачивать до 35 млн т нефти в год за счет применения антифрикционной присадки).   Второй этап – увеличение мощности до 48 млн т за счет строительства пяти новых НПС. Третий этап – строительство еще пяти НПС и трех резервуаров по 100 тыс. куб. м с доведением мощности до проектных 67 млн т .
Стоимость расширения, согласно принятому бюджету Проекта, составляет 5,4 млрд долларов. Утвержден План финансирования Проекта, по которому основным источником являются собственные средства, образующиеся как прибыль от основной деятельности (увеличившейся в результате снижения процентной ставки по займам до 6%), а также за счет отсрочки по выплатам займов акционерам. В случае нехватки этих средств могут быть использованы внешние заимствования.
ТЭО Проекта расширения успешно прошло государственную экспертизу в конце 2009 года, было также получено положительное заключение экологической экспертизы проекта.
В проектных разработках первоочередное внимание уделено защите окружающей среды и строгому соблюдению законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан об экологической безопасности. Концепция бизнеса Компании заключается в признании того, что безопасность для человеческой жизни и здоровья, исключение вреда окружающей природной среде – превыше экономической выгоды. Проведение работ спланировано таким образом, чтобы свести к минимуму или полностью исключить негативное воздействие на пахотные земли, леса, и другие экосистемы, включая флору и фауну рек, расположенных по трассе прохождения нефтепроводной системы. В ходе строительства будут применяться как уже хорошо себя зарекомендовавшие технологии и оборудование, так и последние мировые разработки в области трубопроводного транспорта нефти.

Строительство новых объектов в регионах прохождения трубопровода КТК и рост прокачки позволят значительно увеличить налогооблагаемую базу.

Порядка 30% сметной стоимости строительства будет израсходовано на оплату труда. В результате реализации Проекта расширения будут созданы более 3000 временных и 350 постоянных рабочих мест.

Старт активной фазы Проекта расширения дал новый толчок социальным программам Компании, в том числе растет объем помощи, выделяемой КТК на финансирование социальных проектов и программ в регионах прохождения трубопровода, поддержки здравоохранения, образования, а также иных сфер.

Социальная ответственность

Проект КТК прошел непростой путь развития, и многое еще предстоит сделать, чтобы расширенная система трубопровода вышла на полную проектную мощность. До сих пор все трудности на его пути удавалось преодолеть, во многом благодаря естественной экономической логике проекта и здравому смыслу. Позитивный опыт сотрудничества между акционерами и работа слаженной международной команды профессионалов помогут преодолеть все трудности и успешно провести расширение нефтепроводной системы КТК.