Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2017/Проведены комплексные учения на Морском терминале КТК

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Проведены комплексные учения на Морском терминале КТК

25 октября 2017 года на Морском терминале КТК в Южной Озереевке прошли полномасштабные комплексные учения по ликвидации аварийного разлива нефти на акватории и защиты береговой полосы. В масштабной учебной операции приняли участие около 300 человек персонала Морского терминала и подрядных организаций, было задействовано 25 единиц флота. За ходом учений наблюдали представители контролирующих органов и администрации города.
Для всеобъемлющей проверки имеющихся сил и средств, а также отработки взаимодействия между подразделениями КТК, аварийно-спасательными формированиями, подрядчиками и госорганами специалисты Морского терминала разработали легенду, которая предусматривала наименее вероятную, но наиболее трудоемкую для ликвидации последствий аварию – гильотинное разрушение подводного трубопровода при погрузке танкера у выносного причального устройства (ВПУ). 
Согласно легенде, мастер по швартовке обнаружил выход нефти в районе ВПУ-1 и доложил об этом диспетчеру главного центра управления (ГЦУ) трубопроводной системой КТК. Диспетчер ГЦУ условно остановил погрузку танкера и направил к месту предполагаемого разлива судно-разведчик. Одновременно была проведена проверка оперативности подготовки к выходу из гавани вспомогательных судов соответствующих плавсредств.
На основании проведенной разведки и с учетом фактических гидрометеорологических условий было организовано построение восьми J-образных ордеров. Общая длина боновых заграждений в море составила 1,6 км. Дополнительно для защиты береговой полосы было подготовлено и частично развернуто 4,7 километра боновых заграждений.
После проведения локализации условного разлива нефти начался сбор нефти с использованием специализированных нефтесборных систем. Сбор нефтеводяной смеси осуществлялся в транспортные плавучие емкости, доставленные с помощью морского буксира и маломерных судов.
На втором этапе учений участники отработали мероприятия по локализации и ликвидации разлива нефти на прибрежной полосе. В учебной операции применялись грузовые автомобили с кранами-манипуляторами, береговые и прибрежные боновые заграждения, различные виды нефтесборных систем и другие средства.
Третьим этапом учений стала проверка навыков персонала морского терминала в тушении горящей нефти на воде. Эта операция была успешно выполнена при помощи морских буксиров, оснащенных пожарными лафетными стволами.
В учениях активное участие принимала группа производственного экологического контроля КТК. Сотрудники группы установили контакт с представителями государственного экологического надзора. Осуществлялся параллельный отбор проб, был выставлен подфакельный пост контроля атмосферного воздуха на границе ближайшей жилой зоны.   
Учения получили положительную оценку наблюдателей и контролирующих органов: все цели и задачи были выполнены – условный разлив нефти оперативно локализован, береговая полоса надежно защищена. Стоит отметить, что за все время эксплуатации Морского терминала КТК на объекте не было допущено нарушений норм промышленной и экологической безопасности, отгрузка осуществлялась без инцидентов, связанных с разливами нефти.
КТК ежегодно проводит не менее 10 крупномасштабных учений по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров. Являясь частью политики компании в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, они направлены на обеспечение готовности сил и средств КТК и его подрядчиков по аварийному реагированию к оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в регионах прохождения трассы магистрального нефтепровода.
Справочно:
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.