Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2018/О проведении пресс-конференции в Казахстане

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

О проведении пресс-конференции в Казахстане

В ходе рабочей поездки в республику Казахстан генеральный директор КТК Николай Горбань провел пресс-конференцию и ответил на ряд вопросов представителей казахских и международных СМИ. В мероприятии также принял участие заместитель генерального директора Кайргельды Кабылдин.
 
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ 2017 ГОДА и ОБЪЕМАХ ПЕРЕКАЧКИ
Генеральный директор сообщил, что в конце 2017 года с вводом в опытно-промышленную эксплуатацию НПС-2 в Калмыкии, практически, завершены работы по Проекту расширения мощностей КТК. Выход на запланированный объем (67 млн тонн в год) транспортировки и отгрузки нефти зависит от сдачи нефти Грузоотправителями КТК-К и КТК-Р. В настоящее время в системе КТК создан профицит мощностей.
 
Было отмечено, что 2017 год завершен КТК с рекордно высокими производственными показателями: через трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск на экспорт направлено 55,1 млн т. Таким образом, объемы годовой отгрузки за 2017 год на 10,8 млн т превысили показатели, достигнутые в 2016 году, когда на Морском терминале КТК было отгружено 44,3 млн т нефти.
 
В 2017 году по системе КТК-К было транспортировано 49 634 649 тонн (нетто) нефти производителей Республики Казахстан. Основные объемы были поставлены с месторождений : Тенгиз –  28,8; Карачаганак – 10,6; Кашаган – 7,4.
 
Николай Горбань также сообщил, что Смесь КТК (CPC Blend) пользуется стабильным спросом на рынке и имеет сложившийся пул потребителей. Касаясь перспектив увеличения транспортировки нефти по нефтепроводу КТК, гендиректор заявил, что: «Повышение объемов транспортировки и отгрузки нефти неизбежно при развитии производства нефти на месторождениях Республики Казахстан и Российской Федерации».
 
При этом он подчеркнул, что основными грузоотправителями нефти по системе магистральных нефтепроводов КТК являются добывающие компании на месторождениях Западного Казахстана, Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, а также ПАО «Лукойл», разрабатывающее месторождения на Каспии. Соответственно, рост добычи на этих месторождениях, в особенности на Тенгизе и Кашагане, и будет являться основой для увеличения транспортировки нефти по системе КТК.
 
Глава консорциума проинформировал журналистов, что согласно заявкам грузоотправителей, прогноз перекачки казахстанской нефти по нефтепроводу Тенгиз—Новороссийск КТК на 2018 год составляет 60 млн. тонн, нефти российских производителей – 7 млн тонн.
Отвечая на вопрос об ожидаемых объемах нефти с месторождения Кашаган, Николай Горбань сообщил, что: «Планы перекачки КТК базируются на заявках грузоотправителей. Принятая на 2018г заявка составляет 13 млн тонн.»
 
О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ
В своей финансовой деятельности Каспийский Трубопроводный Консорциум руководствуется графиком платежей, определенным акционерами КТК.
29 марта 2018 года КТК выплатил 310 млн долл. США долга Акционерам Консорциума за первый квартал 2018 года. При этом в рамках погашения долга юридическое лицо КТК-Р выплатило 268 миллиона долларов США, а юрлицо КТК-К - 42 миллиона долларов США.
Всего в 2018 году КТК планирует погасить до 1,3 млрд. долларов США. Предполагается, что такие темпы возврата долга позволят КТК погасить задолженность к концу 2020 года и приступить к выплате дивидендов Акционерам.
«В КТК-К чистая выручка за 2017 год достигла 47 181 млн тенге, что на 260 % выше показателя 2016 года. Напомню, что в 2016 году выручка была 18 137 млн тенге. При этом в 2017 году акционерам было выплачено 1 млрд.200 млн. долларов долга. Из них на юридическое лицо КТК-Р пришлось 1 млрд.39 млн долларов и на юрлицо КТК-К – 161 млн долларов» - проинформировал СМИ генеральный директор
 
О КАЧЕСТВЕ НЕФТИ
Комментируя вопрос о качестве смеси КТК, Николай Горбань сообщил, что с момента входа в трубопроводную систему нефти с месторождений Кашаган и им. В.Филановского, качество нефти сорта CPC-Blend не претерпело существенных изменений.
Средние показатели качества при отгрузке на Морском терминале КТК в 2017 году - плотность 46,2 oAPI, содержание серы 0,54 масс% (справочно: в 2016 году 46.5 oAPI, 0,52 масс% соответственно). Содержание меркаптанов не более 20мг/кг. «Мы не ожидаем критических изменений в качестве Смеси КТК в 2018 году» - отметил Николай Горбань.
Созданный в КТК в 2002 году Банк качества нефти успешно функционирует, и с тех пор никаких изменений в принципах его работы не вводилось. Банк качества нефти представляет собой механизм штрафных и компенсационных выплат нефтедобывающим компаниям в зависимости от качества поставляемого ими в систему нефтепроводов сырья.
В разработке концепции Банка качества и ее практической реализации принимали участие независимые международные консультанты, имеющие значительный опыт в данной сфере. 
 
О ПРОЕКТЕ РАСШИРЕНИЯ МОЩНОСТЕЙ КТК
Николай Горбань также сообщил журналистам, что текущая механическая мощность нефтепровода КТК 67 млн т вг. «Применение антифрикционной присадки в настоящее время неактуально. При соответствующем решении акционеров могут рассматриваться различные варианты увеличения мощности», - отметил он.
«Проект расширения практически закончился. 18 апреля будет торжественно введена в эксплуатацию последняя станция – НПС-2 в Калмыкии.» - заявил глава консорциума.
 
Казахстанские СМИ отдельно интересовал вопрос о том, каким образом при строительстве новых объектов и далее при эксплуатации обновленной системы КТК соблюдаются и будут соблюдаться условия экологической безопасности регионов, где расположены объекты Консорциума.
Генеральный директор сообщил журналистам, что все объекты Проекта расширения были построены строго в соответствии с утвержденным проектом, пройдя Главгосэкспертизу и государственную экологическую экспертизу, получив все необходимые согласования в государственных контролирующих и надзорных органах.
Проект расширения заключался в строительстве 10 новых НПС и модернизации 5 существующих, а также объектов Морского терминала, для которых характерны следующие технологические особенности:
• Отсутствие сбросов сточных вод в окружающую среду. На всех НПС производится очистка воды до нормативных показателей промышленно-ливневого и хозяйственного бытового стоков на очистных сооружениях. Очищенная вода направляется в изолированные пруды испарения на территории НПС и резервуарного парка МТ;
• Фактическое отсутствие источников выбросов в атмосферу ввиду специфики производства на новых НПС: на них нет нефтяных резервуаров. Используются внешние источники электроснабжения, разработана программа энергоэффективности. Соответственно воздействие на атмосферный воздух минимизировано.
В КТК давно внедрена и успешно функционирует система управления отходами, заключены договоры со специализированными организациями с целью передачи им всех видов отходов. Компания не имеет своих полигонов и мест утилизации. Только места временного накопления на специализированных площадках на территориях НПС и МТ, с которых отходы регулярно вывозятся. Также в компании осуществляется принцип селективного сбора отходов. КТК максимально стремится передавать отходы на вторичную переработку с целью исключения негативного воздействия на окружающую среду, ведет строгий контроль подрядчиков по приему отходов.
 
В КТК внедрена система производственного экологического контроля (ПЭК). Работы по ПЭК проводятся в тесном взаимодействии с территориальными природоохранными органами.
В КТК функционирует не имеющая аналогов в России оптико-волоконная система автоматизированного управления и сбора данных – СКАДА. Основное ее назначение – осуществление оперативного контроля и управления перекачкой нефти, безопасное функционирование и управление всеми объектами КТК.  Система контролирует состояние трубопровода по всем параметрам в режиме реального времени. С ее помощью оперативно выполняется задача обнаружения утечек на любом участке нефтепровода, что обеспечивает своевременное быстрое реагирование аварийных служб КТК.
Все сотрудники КТК и подрядных организаций на постоянной основе проходят обучение и тренинги по экологической безопасности.
 
«В компании предусмотрена ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды», - подчеркнул генеральный директор.
 
О ПРОЕКТЕ РАСШИРЕНИЯ МОЩНОСТЕЙ КТК В КАЗАХСТАНЕ
Глава консорциума отдельно сообщил о выполненных работах в рамках проекта расширения КТК на территории Республики Казахстан.
«В целом, если за базовый уровень взять цифры 2013 года, то эффект Проекта расширения и ввода новых объектов в 2017 году на казахстанском участке составил внушительные 73 %», - отметил Николай Горбань.
Также он сообщил, что в ходе реализации Проекта расширения на территории Казахстана строители заменили 88-километровый участок нефтепровода, реконструировали НПС «Атырау» и НПС «Тенгиз», построили две новые станции – А-НПС-4 и А-НПС-3А, смонтировали объекты внешнего энергоснабжения.
Управление проектом было возложено на дочернюю компанию АО НК «КазМунайГаз» – КОО «Казахстан Пайплайн Венчурс», по договорам строительного подряда работы выполняли АО «НГСК КазСтройСервис», ТОО «ПромСтройЭнерго», «Telvent Energia S.A.», ТОО «Ханиуэлл-автоматические системы управления» и другие.
В настоящее время на объектах КТК-К работает 328 человек.
 
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КТК-К
Принявший участие в мероприятии заместитель генерального директора КТК Кайргельды Кабылдин сообщил о том, что в 2018 году планируется завершение строительства 4-х социальных объектов, реконструкция парка ветеранов. На реализацию благотворительных проектов в 2017-2018 гг. КТК выделил 1 220 083 998 тенге.
Традиционно будет продолжено оказание помощи социально незащищенным группам населения и реализация экологических проектов на общую сумму 32 939 786 тн.
«В этом году, в частности, будет построена школа в поселке Жасталап Курмангазинского района, 3 детских сада: в г.Атырау, в Исатайском районе (село Аккистау), в Курмангазинском районе (село Акколь), а также завершена реконструкция аллеи ВОВ в п.Макат», - уточнил К.Кабылдин.