Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2023/КТК подготовил объекты к увеличению объемов перекачки

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

КТК подготовил объекты к увеличению объемов перекачки

31 декабря 2022 года акционерам КТК было направлено уведомление о том, что в рамках реализации Программы устранения узких мест (ПУУМ) в полном объеме построены и введены в эксплуатацию все объекты на НПС «Тенгиз» и НПС «Астраханская», которые оказывают влияние на возможность трубопроводной системы КТК принять к перекачке дополнительные объемы нефти с Тенгизского месторождения в Республике Казахстан.

Таким образом, КТК своевременно и полностью выполнил основную задачу ПУУМ – обеспечение механической готовности к увеличению объемов перекачки до конца 2022 года. В настоящий момент трубопроводная система Консорциума, как и было предусмотрено Окончательным решением об инвестициях, способна транспортировать с казахстанской территории порядка 72,5 млн тонн нефти в год и до 83 млн тонн нефти в год – через Российскую Федерацию.

Реализация ПУУМ позволяет обеспечить гибкость режимов работы пунктов закачки и возможность транспортировки дополнительных объемов нефти при оптимальном количестве антифрикционной присадки и повышенных коэффициентах эксплуатации нефтепровода.

Напомним, что решение о реализации ПУУМ было принято в мае 2019 года на годовом собрании акционеров КТК в Баку. Программа устранения узких мест – ряд отдельных проектов, объединенных в единую Программу и реализуемых на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, цель которой – оптимизация текущих мощностей нефтепроводной системы КТК. В ПУУМ также входит ряд проектов, направленных на повышение уровня надежности трубопроводной системы КТК после увеличения объемов перекачки.

Программа устранения узких мест является логичным продолжением успешно завершенного в 2018 году Проекта расширения КТК. Осуществление ПУУМ дает возможность выполнять все заявки грузоотправителей при сохранении высоких стандартов безопасности и надежности работы трубопроводной системы КТК.

Обеспечение механической готовности нефтепроводной системы КТК в декабре 2022 года было реализовано за счет успешного ввода в эксплуатацию на НПС «Тенгиз» новых магистральных насосов, подпорной насосной станции с частотно-регулируемыми приводами, площадки дренажных емкостей, а также за счет расширения существующей системы измерения количества и качества нефти. В то же время, для обеспечения возможности перекачки увеличенных объемов нефти, на НПС «Астраханская» в полном объеме и с опережением сроков завершено строительство и осуществлен ввод в эксплуатацию новой магистральной насосной станции с частотно-регулируемыми приводами и комплексом сопутствующих сооружений.

Несмотря на то, что именно обеспечение механической способности КТК являлось ключевой задачей ПУУМ, существенные результаты были достигнуты и по остальным проектам Программы, направленным на повышение эффективности и надежности перекачки. Так, на НПС «Комсомольская» и на А-НПС-4А смонтированы и введены в эксплуатацию новые магистральные насосные агрегаты с газотурбинными установками. Аналогичный проект на НПС «Атырау» в Республике Казахстан находится на финальной стадии: завершаются пуско-наладочные работы и выполняется подготовка к вводу в эксплуатацию нового магистрального насосного агрегата с газотурбинной установкой в январе 2023 года. На НПС-2 и А-НПС-5А успешно введены в эксплуатацию преобразователи частоты для существующих электроприводов магистральных насосов. К декабрю 2022 года обеспечена высокая (на уровне 86%) готовность новых систем измерения количества и качества нефти на Береговых сооружениях Морского терминала КТК.

В 2023 году работы по ПУУМ в КТК будут выполняться в соответствии с графиком реализации Программы. На НПС «Тенгиз» в Республике Казахстан будет продолжено строительство двух новых резервуаров емкостью по 20 тыс. м3, а также новых объектов внешнего электроснабжения. В Российской Федерации будут продолжены работы на Береговых сооружениях Морского Терминала. Планируется начать строительство преобразователей частоты для существующих электроприводов магистральных насосов на НПС-3, НПС-4 и НПС-5.

Также в 2023 году КТК планирует приступить к работам по демонтажу выводимого из эксплуатации оборудования.

Справочно:

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%. ​​​​