Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Расширенные возможности

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Расширенные возможности

На прошлой неделе введена в эксплуатацию нефтеперекачивающая станция (НПС) "Атырау" и в опытно-промышленную эксплуатацию - НПС "Тенгиз" системы Каспийского трубопроводного консорциума. Благодаря растущей пропускной способности системы КТК значительные объемы казахстанской нефти будут направлены на мировые рынки. После завершения проекта расширения перекачку нефти по КТК Казахстан сможет удвоить.

ПЕРВАЯ ФАЗА РАСШИРЕНИЯ КАСПИЙСКОГО ТРУБОПРОВОДНОГО КОНСОРЦИУМА ЗАВЕРШЕНА

Ввод после модернизации этих двух объектов дает дополнительную производительность нефтепроводной системы КТК. НПС "Атырау" и НПС "Тенгиз" имеют особое значение для Казахстана, так как именно на эти станции приходятся основные объемы транспортируемой по трубопроводу нефти.

Всего в этом году планируется увеличить механическую пропускную способность системы до 38 млн тонн. "Ввод объектов фазы I, II и III на территории РК даст возможность и обеспечит мощность прокачки до 55 миллионов тонн казахстанской нефти, а по системе КТК в целом до 67 миллионов. С применением присадок проектная мощность будет 76 миллионов тонн. Это дает возможность нефтедобывающим компаниям прокачивать нефть по наиболее короткому пути на экспорт. Благодаря банку качества грузоотправители получают справедливую стоимость своей нефти", - рассказал региональный менеджер КТК-Казахстан Сарсембай Муринов.

Напомним, Каспийский трубопроводный консорциум учрежден для строительства трубопровода и экспорта казахстанской нефти транзитом через территорию России. КТК владеет нефтепроводом Тенгиз - Новороссийск общей протяженностью более 1,5 тыс. км, который соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря. Объем отгрузки консорциумом нефти на экспорт в 2014 году составил 40 млн тонн. Объем экспорта нефти через терминал КТК в августе 2015 года сократился по сравнению с показателем аналогичного периода прошедшего года на 12,3% до 3,095 млн тонн, но всего за восемь месяцев 2015 года этот показатель увеличился на 7,8% до 28,113 млн тонн.

В рамках проекта расширения КТК рассчитывает к концу 2015 года выйти на мощность в 52 млн тонн перекачиваемой нефти за счет ввода в эксплуатацию двух нефтеперекачивающих станций в Астраханской области.

Как отметили представители компаний-акционеров, благодаря растущей пропускной способности системы КТК значительные объемы казахстанской нефти будут направлены на мировые рынки.

К реализации проекта расширения Каспийского трубопроводного консорциума приступили четыре года назад. Основная цель - увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. На долю казахстанской части запланирован комплекс работ, разбитый на три фазы. Ввод в эксплуатацию нефтеперекачивающей станции "Атырау" ознаменовал завершение первой фазы проекта.

Проект расширения КТК - один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере на территории СНГ. Его реализация помимо экономической целесообразности позволит не только создать стимул для активной разработки нефтяных месторождений Западного Казахстана и Каспийского шельфа, но и поспособствует более тесной интеграции между двумя странами. Впереди еще две фазы проекта, включающие строительство линий электропередачи, подстанций и промежуточных нефтеперекачивающих станций. Все работы планируется завершить к октябрю 2016 года.

"Реализация проекта расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума, связывающего Тенгизское месторождение с портом Новороссийск, позволит нам в перспективе довести объемы прокачки нефти до 67-70 млн тонн в год. Из которых примерно 55 млн тонн будет казахстанская нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган", - сообщил заместитель вице-президента ОАО "АК "Транснефть" Николай Савин.

"Я надеюсь, что уже реально в 2016 году нефть Кашагана поступит в наш нефтепровод, нам удастся запустить НПС-4 , потом "тройку", для того чтобы мы бесперебойно прокачали всю нефть, добываемую на территории Западного Казахстана. Девальвация рубля и тенге создает небольшие трудности, но уверен, что мы найдем возможности урегулировать этот вопрос", - заявил генеральный директор КТК Николай Брунич.

Как рассказал региональный менеджер КТК-Казахстан Сарсембай Муринов, КТК из года в год наращивает объемы транспортировки. "Если в год пуска объектов в 2002 году объем прокачки на морской терминал составил 11 млн 300 тысяч тонн, то в прошлом, 2014 году - 35 млн 200 тысяч тонн, рост более чем в три раза. В текущем году мы надеемся увеличить объем прокачки до 38 млн тонн благодаря вводу объектов фазы I проекта расширения. Сегодня вводятся объекты НПС "Тенгиз" и НПС "Атырау".

НПС "Тенгиз" стоит 104 миллиона долларов, НПС "Атырау стоит 122 миллиона долларов, новые объекты капитального строительства АНПС-4, АНПС-3 тоже по 122-124 миллиона долларов. К реализации Проекта расширения привлекаются собственные средства акционеров консорциума за счет прибыли компании, которую она ежегодно получает. Те 38 млн тонн нефти, которые компания надеется прокачать до конца года, принесут прибыль в 1 млрд 444 млн долларов", - сказал он.

По его словам, суммарно бюджет области в 2015 году получит 786 миллионов тенге, из них дополнительно за счет ввода двух объектов - 612 миллионов тенге. Открываются дополнительно около 350 постоянных рабочих мест, 135 - в самом КТК и около 215 - у подрядчиков по техническому обслуживанию. Всего будут постоянно заняты на объектах КТК около 850 человек.

Оксана Мартынюк

Литер