Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Историческая веха КТК

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Историческая веха КТК

27 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА НА МОРСКОМ ТЕРМИНАЛЕ КТК В ЮЖНОЙ ОЗЕРЕЕВКЕ БЫЛО ОТГРУЖЕНО 5-ТЫСЯЧНОЕ СУДНО С НАЧАЛА ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСОРЦИУМА. «ЮБИЛЕЙНЫМ» СТАЛ ТАНКЕР «NAUTILUS» ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ ТОО «ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ». ПОГРУЗКА СУДНА ПРОШЛА В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ, И ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ ТАНКЕР ПОКИНУЛ АКВАТОРИЮ НЕФТЯНОГО ПОРТА. О ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ ПОД НОВОРОССИЙСКОМ ГАЗЕТЕ «НОВОРОССИЙСКИЙ РАБОЧИЙ» РАССКАЗАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОНСОРЦИУМА НИКОЛАЙ ГОРБАНЬ.
- Николай Николаевич, 5000-й танкер – историческая веха для КТК?
- Да, это важное событие. Это серьезное достижение для всего дружного и высокопрофессионального коллектива КТК, работающего на всех наших нефтетранспортных объектах от Тенгиза до Новороссийска. По трубопроводной системе перекачено почти 530 млн тонн нефти, отгружено 5000 танкеров и все это – надежно, безаварийно, без инцидентов, связанных с разливами углеводородного сырья, при полном соблюдении мер охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Ритмичную отгрузку под Новороссийском нам помогает обеспечить технология выносных причальных устройств – ВПУ, более безопасных, чем береговые причалы и способных продолжать перевалку нефти на танкеры даже при неблагоприятных погодных условиях.   
- Сколько времени прошло между погрузкой первого танкера и 5000-ного?
- Между погрузкой первого и 5000-го танкера прошло более 17 лет. Первый танкер на Морском терминале КТК был отгружен в октябре 2001 года. За первый год эксплуатации трубопроводной системы КТК было отгружено около 100 танкеров.  В 2008-м году был принят 1500-й танкер, в 2013-м – 3000-й. В феврале 2016 на Морском терминале обработали 4000-й танкер и вот сейчас мы преодолели рубеж в 5000 тысяч нефтеналивных судов.
Начало операционной деятельности консорциума стало значимым событием не только для коллектива компании, но и для мировой нефтетранспортной отрасли – был открыт новый нефтяной маршрут с крупных месторождений Западного Казахстана на мировые рынки. Напомню, что сегодня по нефтепроводу перекачивается порядка 75 % всех экспортных нефтяных ресурсов Казахстана. КТК – это однозначно самый выгодный нефтетранспортный маршрут в каспийском регионе с самым низким тарифом – 38 дол. США за тонну. Это достигнуто, в частности, за счет менее протяженного транспортного плеча по сравнению, например, с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан.      
- Нетрудно заметить, что от одного «юбилейного» танкера до другого проходило все меньше времени. С чем это связано?
- Действительно, согласно первоначальному проекту трубопроводная система КТК была рассчитана на перекачку около 2 млн тонн в месяц. С конца 2017 года, как вам известно, наши объемы ежемесячной отгрузки на Морском терминале превысили 5 млн тонн. Это стало возможном за счет реализации Проекта расширения мощностей трубопроводной системы консорциума, начавшегося в 2011-м и завершившегося в 2017 году. За этот период была выполнена масштабная задача: заменены 88 км трубопровода, модернизированы пять ранее существовавших нефтеперекачивающих станций, оснащены Морской терминал КТК третьим выносным причальным устройством, построены шесть дополнительных резервуаров для хранения нефти объемом 100 тыс. м³ каждый и десять новых НПС на территории России и Казахстана. В результате мощность трубопроводной системы КТК была увеличена в два раза – до 67 млн тонн нефти в год.
По итогам 2017 года по трубопроводной системе КТК было перекачено 55,1 млн тонн нефти, что на 24,4 % больше объемов 2016 года. Существенный рост объемов транспортировки обусловлен рядом факторов: это и завершение проекта расширения, и начало эксплуатации новых месторождений на Каспии – Кашаган и им. Филановского.   
- Насколько выполненные работы по Проекту расширения мощностей КТК повысили производственный потенциал Морского терминала?
- В феврале 2014 года после ввода в эксплуатацию третьего выносного причального устройства морские сооружения КТК приобрели конфигурацию, при которой они могут обеспечивать перевалку сырья объемом более 70 млн тонн нефти в год. Консорциум получил возможность вести одновременную отгрузку двух-трех нефтеналивных судов со скоростью до 24 тыс. тонн в час. В 2016 году завершилось расширение Резервуарного парка Морского терминала. Его общая вместимость достигла 1 млн тонн – он стал одним из крупнейших подобных объектов в России.  Работы велись в сложных горных условиях, потребовалась масштабная разработка тяжелых скальных пород. Дополнительной трудностью было и то, что строительство велось рядом с действующими резервуарами, со всеми мерами предосторожности пришлось пересекать коммуникации и технологические трубопроводы. Все эти задачи были успешно и безопасно выполнены.
- Увеличение мощностей трубопроводной системы КТК не несет повышенные риски для экологии и окружающей среды?
- Наоборот, после реализации Проекта расширения такие риски существенно снизились. Приведу такой факт: несмотря на значительный рост объемов перекачки нефти удельные экологические платежи для консорциума постоянно снижаются. Существенно усовершенствована система управления трубопроводом: диспетчеры получили более надежную и современную систему СКАДА, в 25 раз увеличилась скорость передачи информации по трассе нефтепровода.  После расширения все НПС КТК стали оборудованы системами сглаживания волн давления и   закрытыми системами дренажа, они оснащены канализационными очистными сооружениями для хозяйственно-бытовых и промливневых стоков. Нефтяные резервуары консорциума имеют плавающие крыши, что исключает выбросы в атмосферу.
- Очевидно, что увеличение мощности нефтепровода – это и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в государственные и региональные бюджеты. Какое еще влияние на социально-экономическое развитие Новороссийска оказывает консорциум?
- Мы убеждены: высокий уровень социальной ответственности – это неотъемлемая черта современного бизнеса и каждое предприятие обязано вносить вклад в улучшении жизни людей на территории своей деятельности.  На протяжении многих лет тесно взаимодействует с администрациями Краснодарского края и Новороссийска во многих социальных сферах, повышая качество жизни людей. На благотворительные средства КТК строятся и реконструируются школы, больницы, детские сады, спортивные объекты, приобретается новый комфортабельный транспорт.
Только в 2017 году благотворительная помощь КТК городу-герою составила более 130 млн руб. В частности, после реконструкции открыта поликлиника №2, поставлено дорогостоящее диагностическое оборудование в городскую больницу № 1.
Кроме того, завершаются строительно-монтажные работы по реконструкции Дома культуры «Кубань» в селе Цемдолина (стоимость проекта почти 47,6 млн руб.), на 2018 год запланирована и реализация благотворительных проектов по строительству «Комплекса «Победа» для занятий стрельбой из лука» и «Детского теннисного центра» на общую сумму более 51,1 млн руб.
Всего же за годы сотрудничества КТК выделил Новороссийску на различные социальные проекты и программы более 700 млн руб.
Если говорить в целом о благотворительности компании на территории Кубани, то в 2017 году КТК реализовал в крае 11 социальных проектов и программ на общую сумму более 200 млн рублей, а за все время сотрудничества КТК с Краснодарским краем консорциумом было выделено региону на различные социальные цели около 1,5 млрд рублей.
 
Новороссийский рабочий, 27 февраля 2018 года