Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Кайргельды КАБЫЛДИН: КТК – ЭФФЕКТИВНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ЭКСПОРТА НЕФТИ

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Кайргельды КАБЫЛДИН: КТК – ЭФФЕКТИВНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ЭКСПОРТА НЕФТИ

КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ (КТК) (ДАЛЕЕ – КОНСОРЦИУМ) – КРУПНЕЙШИЙ НЕФТЕТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЕКТ С УЧАСТИЕМ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И ВЕДУЩИХ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ МИРА – ЕЖЕГОДНО ПРОКАЧИВАЕТ ДВЕ ТРЕТИ ЭКСПОРТНОЙ НЕФТИ КАЗАХСТАНА. ТРУБОПРОВОД ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ 1511 КМ, НАЧИНАЮЩИЙСЯ С МЕСТОРОЖДЕНИЙ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОХОДЯЩИЙ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ РЕГИОНА РОССИИ К ЧЕРНОМУ МОРЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ АРТЕРИЕЙ ДЛЯ ДОСТАВКИ КАЗАХСТАНСКОЙ НЕФТИ В ЕВРОПУ.
О РАЗВИТИИ КОНСОРЦИУМА МЫ БЕСЕДУЕМ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО СВЯЗЯМ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РК АО «КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ-К» КАЙРГЕЛЬДЫ КАБЫЛДИНЫМ.
КАЙРГЕЛЬДЫ МАКСУТОВИЧ – ЛИЧНОСТЬ ЛЕГЕНДАРНАЯ И ЗНАКОВАЯ В ИСТОРИИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА. МОЖНО БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ОН СТОЯЛ У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ВСЕЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА. АВТОРИТЕТ КАБЫЛДИНА В НЕФТЯНЫХ КРУГАХ НЕПРЕРЕКАЕМ, А САМ ОН ОЧЕНЬ ОТКРЫТ В ОБЩЕНИИ – ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
– Кайргельды Максутович, за последние 25 лет объем транспортировки казахстанской нефти на экспорт вырос в пять раз, во многом благодаря Каспийскому Трубопроводному Консорциуму. Это впечатляет! Расскажите, пожалуйста, как создавался КТК. Какие трудности были на этапе становления этого проекта? Как удалось их преодолеть?
– Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, какая ситуация складывалась в нашей стране с транспортировкой казахстанских углеводородов на мировые рынки в начале девяностых годов. Наше молодое государство имело планы по активному развитию нефтедобычи, но не обладало независимым маршрутом для экспорта нефти. Поэтому необходимость строительства экспортного нефтепровода стала ощущаться очень сильно. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил перед нефтяной отраслью стратегическую задачу – построить ориентированную на экспорт эффективную и многовекторную нефтетранспортную инфраструктуру. Поскольку такой проект в силу географического положения Казахстана не мог быть реализован республикой самостоятельно, так как нефтепровод должен был проходить через территории других стран, были начаты переговоры с потенциальными партнерами, которые тоже могли быть заинтересованы в проекте.
Было предложено и рассмотрено множество возможных маршрутов транспортировки нефти из Казахстана на экспорт, в том числе через Российскую Федерацию к Черному морю, через Иран в Персидский залив, через Баку, Джейхан и территорию Турции к Средиземному морю. В итоге международными экспертами был выбран приоритет – маршрут Тенгиз – Атырау – порт Новороссийск на Черном море. Это был самый короткий маршрут экспорта нефти из РК на международные рынки.
Первое рамочное соглашение по трубопроводному консорциу­му было подписано представителями Республики Казахстан и Султаната Оман 17 июня 1992 года. 23 июля 1992 года к соглашению присоединилась Российская Федерация.
В 1994 году было принято специальное постановление о строительстве экспортного трубопровода Тенгиз – Астрахань – Новороссийск. Надо отметить, что Казахстан впервые принял участие в таком масштабном международном проекте. Республика лишь незадолго до этого перешла на рельсы рыночной экономики. Однако мы понимали свою ответственность перед народом Казахстана, поэтому тщательно прорабатывали все детали соглашения, чтобы оно было выгодным для республики. Переговоры продолжались несколько лет. Больше всего вопросов возникало по обеспечению финансирования проекта.
Первоначально организацию финансирования взял на себя Оман и, надо отметить, вложил немалые средства, в том числе в разработку технико-экономического обоснования проекта (ТЭО), а также других документов. Но к 1995 году стало очевидно, что привлечь весь объем необходимых инвестиций не удается. Дело в том, что международные финансовые институты не давали гарантии финансирования, поскольку соглашение между тремя государствами было заключено без учета интересов добывающих компаний.
В конечном итоге в апреле 1996 года в Алматы был подписан протокол о реорганизации Консорциума.
– В одном из интервью, вспоминая о реорганизации проекта, вы сказали, что в результате «яблоко поделили пополам». Что это значит?
– Переговорный процесс был долгим. С мая по декабрь 1996 года, почти полгода, нам пришлось буквально жить в московском отеле «Метрополь», где проходило обсуждение изменений в договоры по Консорциуму. В то время министром нефтяной и газовой промышленности РК был Нурлан Балгимбаев, который очень хорошо понимал цели и мотивы поведения руководства западных нефтяных компаний.
Дело в том, что к этому проекту изначально были привязаны два крупнейших казахстанских месторождения – Тенгиз и Карачаганак. Нефть именно этих месторождений должна была найти свой путь на экспорт в результате строительства магистрального нефтепровода. Иностранные компании, которые уже вели там разработку, были готовы профинансировать проект первоначального строительства нефтепровода на 100%. Для строительства трубопровода было решено привлечь финансирование под гарантии крупных нефтедобывающих компаний, таких как «Шеврон», используя широко распространенный в практике работы международных корпораций принцип «Ship or Pay» («Качай или плати»). Механизм этого принципа подразу­мевает, что компании берут на себя определенные обязательства после заключения договора.
В итоге 6 декабря 1996 года был подписан договор акционеров, по которому проводилась реструктуризация Консорциума. Оман, Казахстан и Россия поделили доли с учетом, что актив каждой из сторон был оценен в соответствующую сумму. Казахстанская часть была оценена на сумму около $230 млн, российская – около $300 млн. Исходя из этого Казахстан получил долю в 19%, Оман – 7%, Россия – 24%. 50% акций КТК передавалось крупнейшим международным нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы. Это и имеется в виду, когда говорится о том, что проект был поделен пополам.
Таким образом, в проект вошли восемь иностранных компаний из семи стран: «Шеврон Каспиан Пайплайн Компания», «Лукарко Б.В.», «Мобил Каспиан Пайплайн Компания», «Роснефть-Шелл Каспиан Венчурз Лимитед», «Аджип Интернейшнл Н.В.», «БГ Оверсиз Холдинг Лимитед», «Казахстан Пайплайн Венчерз ЛЛС» и «Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛПС». Позже Оман продал свою долю и вышел из проекта.
Хочу подчеркнуть, что проект строительства Каспийского Трубопроводного Консорциума стал реальностью во многом благодаря его поддержке на самом высоком государственном уровне, в частности личному участию президентов Н. Назарбаева и Б. Ельцина. Так, по предложению Нурсултана Назарбаева были выработаны 10 принципов партнерства, которые заложили основу деятельности КТК, урегулировав вопросы финансирования и предоставления гарантий.
– И началось строительство?
– Строительство инфраструктуры магистрального нефтепровода началось в 1999 году. Нефтепровод Тенгиз – Новороссийск прошел по Атырауской области Казахстана, а также по российским регионам – Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставрополью и Краснодарскому краю. Уже в марте 2001 года произошло первое заполнение трубопровода нефтью Тенгизского месторождения. 13 октября того же года КТК осуществил загрузку первого танкера на своем терминале в районе Южной Озереевки на Черном море.
В 2004 году в систему КТК начала поступать нефть, добываемая на территории России. Это происходило на нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская» в Краснодарском крае. К середине того же года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн.
Так был запущен один из наиболее рентабельных и надежных маршрутов транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки.
– Проект расширения магистрали КТК начался в 2011 году и должен завершиться в нынешнем. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Проект расширения мощности нефтепроводной системы Тенгиз – Новороссийск заключается в увеличении механической пропускной способности магистрального нефтепровода. Он был предусмотрен еще в 1998 году в технико-экономическом обосновании проекта КТК как вторая стадия строительства нефтепровода с учетом растущих объемов добычи и поставок нефти из Казахстана и России.
На казахстанской территории Проект расширения был завершен в 2017 году. На территории России фактически он тоже был завершен в 2017 году, когда в декабре была введена в опытно-промышленную эксплуатацию НПС-2 в Калмыкии. Поэтому сейчас нет препятствий тому, чтобы транспортировать по системе КТК 67 млн тонн. В прошлом году по нефтепроводу консорциума было перекачано 55,1 млн тонн нефти.
Проект расширения включает в себя строительство и ввод в эксплуатацию десяти новых нефтеперекачивающих станций и дополнительных объектов на Морском терминале, модернизацию действующих НПС, замену 88-километрового участка неф­тепровода в Казахстане. Общее управление Проектом расширения осуществляется самим Консорциумом, однако контроль выполнения конкретных работ распределен между дочерними структурами компаний «Транснефть», «казмунайгаз» и Chevron.
Реализация Проекта расширения выводит КТК на новый уровень. Будут увеличены объемы транспортировки нефти с казахстанских месторождений Тенгиз, Кашаган, Карачаганак и с месторождения им. Филановского в России.
Проект расширения КТК стал гарантией долгосрочной и стабильной работы нефтедобывающих компаний, транспортирующих нефть по нашему трубопроводу. Благодаря проекту Консорциума по расширению был создан тот профицит мощности, который необходим для увеличения добычи нефти на этих месторождениях.
– В чем, на ваш взгляд, уникальность КТК?
– Это один из немногих проектов в мире, где успешно реализовано международное сотрудничество. Строительство КТК позволило производить обмен опытом, осваивать новейшие мировые технологии. 11 акционеров из разных стран взаимовыгодно и эффективно развивают свой бизнес, соблюдая баланс интересов в Консорциуме. И это несмотря на нестабильную политическую ситуацию в мире! Кроме того, КТК доказал свою экономическую эффективность и огромное значение для развития нефтяной отрасли Казахстана и России. Начиная с 2001 года по КТК было экспортировано более 530 млн тонн нефти.
– В самом начале нашей беседы вы упомянули многовекторность экспортных маршрутов транспортировки нефти. Как это соотносится с деятельностью КТК?
– Строительство Каспийского Трубопроводного Консорциума осуществлялось под личным контролем Нурсултана Абишевича Назарбаева. В то же время им было принято мудрое решение о развитии других нефтепроводов для экспорта казахстанской нефти по принципу так называемой многовекторности. Казахстан, географически удаленный от Мирового океана, находился в зоне риска по транзиту. Сегодня мы видим, что казахстанская нефть беспрепятственно направляется в китайском, европейском направлении, через территорию Российской Федерации, а также через Каспийское море.
Сейчас сложно себе представить, что 20–25 лет назад для экспорта нефти из Казахстана существовал только один неф­тепровод Атырау – Самара. По нему транспортировалось всего лишь 3 млн тонн в год. Сегодня мощность только одного КТК составляет более 50 млн тонн в год. По этой магистрали уходит две трети экспортной казахстанской нефти. По трубопроводу Атырау – Самара перекачивается 17 млн тонн, по Казахстанско-Китайскому Трубопроводу – 20 млн тонн.
Хочу отметить, что нефтетранспортную инфраструктуру в ближайшее время ждут новые планы развития. Это связано с разработкой месторождения Кашаган, которое в перспективе будет давать более 50 млн тонн в год.
– Известно, что АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» строго придерживается принципа социальной ответственности бизнеса. Какие социальные проекты вы осуществляете?
– Мы несем ответственность за социальное благополучие тех регионов, по которым проходит наш нефтепровод. Более пятнадцати лет КТК оказывает регулярную помощь инвалидам, ветеранам, детям-сиротам, другим незащищенным слоям населения, реализуя проекты по поддержке и развитию социальной сферы, в том числе образования и здравоохранения, а также инфраструктуры городов и поселков, расположенных в районах прохождения магистрального нефтепровода. Социальное и гуманитарное развитие регионов нашего присутствия является одним из важных направлений деятельности компании.
За период своей деятельности на территории Атырауской области, с 2000 по 2017 год, КТК-К инвестировал около 8 млрд тенге.
В 2017 году в реализацию социально-благотворительных проектов в Атырауской области РК вложено более 692 млн тенге. Это 33 проекта.
Например, при спонсорской поддержке компании построена средняя школа на 100 мест в поселке Курылыс Индерского района, проведен капитальный ремонт детского сада № 16. Для воспитанников вспомогательной школы-интерната в Махамбетском районе введена в эксплуатацию прачечная и баня. В городе Атырау сразу в трех школах (№ 17, 16 и 5) появились спортивные площадки от Консорциума. В октябре 2017 года дан старт строительству школы на 80 мест в поселке Жасталап Курмангазинского района и детского сада на 290 мест в микрорайоне «Самал» в Атырау.
В 2017 году закончена реализация социальной программы Проекта расширения, в рамках которой введен в эксплуатацию детский сад на 160 мест в селе Ганюшкино Курмангазинского района стоимостью 605 млн тенге. Начато строительство двух детских садов по 290 мест каждый в поселках Акколь Курмангазинского района и Аккистау Исатайского района.
Поддерживая значимые сферы жизни регионов, КТК-К ежегодно оказывает поддержку социально уязвимым группам населения Атырауской области. Так, в рамках традиционной программы «Новогодние праздники вместе с КТК» от имени Консорциума более 400 детей получили подарки в виде зимней одежды, обуви и сладостей.
Мы финансируем подписку на всемирно известный журнал National Geographic Kazakhstan на казахском языке для всех школ и вузов Атырауской области.
– Экологическая составляющая в нефтяном бизнесе очень важна. Расскажите, пожалуйста, об экологической безопасности проекта КТК.
– Очевидно, что нефтепровод является сложной системой, поэтому при его проектировании и строительстве используются современные технологии для защиты окружающей среды. Мы к этому подходим с большой ответственностью. Спецификой КТК является обилие переходов через поверхностные водные объекты, выполненных методом горизонтально-направленного бурения при строительстве подводных переходов, который сводит к минимуму воздействие на окружающую среду, и, таким образом, практически не влияет на естественное состояние окружающей среды в районе прохождения трассы, и исключает воздействие технических средств на флору, фауну рек, размыв донных отложений и берегов. Этим методом, в частности, выполнены переходы через крупные судоходные реки на территориях РК (р. Урал) и РФ (р. Волга в Астраханской области, р. Кубань в Краснодарском крае). Также применяется специальная технология на резервуарах для хранения нефти. Это специальные плавающие системы газоулавливания, что значительно сокращает выбросы нефтяных паров в атмосферу.
Также мы уделяем внимание защите птиц. Ведь вдоль трассы идет высоковольтная линия, и птицы могут попасть под напряжение. Поэтому устанавливаются специальные птицезащитные устройства (ПЗУ), ультразвуковые птицеотпугивающие устройства, что предотвращает случайную гибель птиц.
В нашем проекте впервые на территории бывшего Советского Союза была применена технология налива танкеров с помощью расположенных в 5 км от берега выносных причальных устройств (ВПУ), которые гарантируют безопасность от попадания нефти в водную акваторию.
Кроме того, внедрена система реагирования на аварийные разливы нефти и ЧС, что дает возможность осуществлять мониторинг не только случайной утечки, но и случаев хищения нефти из трубопровода путем несанкционированной врезки.
Охрана окружающей среды является одной из приоритетных задач КТК. В компании внедрена политика в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, которой строго следуют во всех подразделениях. В целях соблюдения требований экологической безопасности у нас создан отдел по охране окружающей среды. Кроме того, в каждом регионе работают квалифицированные инженеры-экологи.
– КТК-К реализует проект по спасению сайгаков в Казахстане. На эти цели выделено почти 50 млн тенге. Почему именно сайгаки?
– Считаю, что человек должен жить в гармонии с природой, беречь растительный и животный мир своей земли. По долгу службы я раньше бывал в Жанааркинских степях, Северном Прибалхашье. Мне довелось видеть многотысячные стада сайгаков на фоне весенней степи, цветущих тюльпанов – и это поразительной красоты картина. Сайгаки не подпускают к себе близко, это уникальное животное, дикое и гордое. Это символ казахской земли.
Я переживаю, когда происходит массовый падеж этих удивительных животных. Массовый падеж сайги, по данным Минсельхоза, случался в 1981 году, когда погибло 100 тыс. Особей, в 1984-м – 200 тыс., в 1988-м – почти 450 тыс. К 2003 году их численность в Казахстане сократилась в 50 раз – с 1 млн до 20 тыс. Особей. В 2004-м правительство Казахстана ввело строгие меры по охране животных, и за 10 лет популяция восстановилась до 295 тыс. В апреле 2015 года. Однако случившийся в 2015 году падеж вновь стал причиной гибели более 150 тыс. Сайгаков.
Мы считаем своим долгом и большой честью участвовать в программе по защите сайгаков. В 2016 году мы выделили на эти цели 21 млн тенге, а в 2017-м – 27 млн. Денежные средства идут на приобретение технических средств для служб, которые занимаются охраной и восстановлением популяции сайгаков. Также мы финансируем приобретение современных спутниковых ошейников для этих животных, которые позволяют мониторить их миграцию. Такие приборы носятся животными три года и сами сбрасываются. В дальнейшем мы готовы участвовать в других программах по защите сайгаков, в том числе международных. Хотелось бы, чтобы к нашей инициативе присоединились и другие компании, что позволило бы объединить усилия по спасению поголовья.
– Вы сделали замечательную карьеру, являетесь важной фигурой в нефтяной отрасли Казахстана. Многие ключевые вопросы развития производственной инфраструктуры страны были решены при вашем непосредственном участии. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы добиться таких высот в профессии, как это сделали вы? Что для вас важно в людях?
– Считаю, что главное в человеке – это ответственность, честность и трудолюбие. Если человек любит свою работу, отдает ей всю душу и энергию, то непременно добьется успеха. Я не ставил целью карьерный рост, а просто честно выполнял свою работу, по мере сил и способностей. Мне очень повезло – в моем окружении всегда были хорошие люди, профессионалы своего дела, умеющие брать ответственность за свои решения. И именно эти качества я ценю в людях. Работать на благо страны, чтобы наши дети и внуки жили в процветающем Казахстане, – вот моя миссия, ценность моей жизни.
– Спасибо за интересную беседу. Дальнейших успехов!

КАБЫЛДИН КАЙРГЕЛЬДЫ МАКСУТОВИЧ
● Родился в 1953 году.
● Трудовую деятельность начал в 1978 году в системе Главтранснефти СССР. Работал инженером-наладчиком, инженером Павлодарского районного нефтепроводного управления ПО «Транссиб», начальником НПС «Павлодар».
● В период с 1989 по 1993 год работал в ПО «Магистральные нефтепроводы Казахстана и Средней Азии» начальником отдела механизации и автоматизации, заместителем генерального директора.
● В разное время занимал ответственные и руководящие должности в Министерстве энергетики и топливных ресурсов РК, Министерстве нефтяной и газовой промышленности РК, ЗАО «казтрансойл», ЗАО «НК «Транспорт нефти и газа», АО «НК «казмунайгаз», АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
● Принимал активное участие в создании нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, системы нефтепроводов и газопроводов Казахстан – Китай, в разработке и принятии Закона РК «О магистральном трубопроводе».
● Стаж работы в нефтегазовой отрасли составляет 40 лет.
● Награжден орденами «Құрмет», «Парасат», «Барыс» знаком отличия АО «НК «казмунайгаз», удостоен звания «Почетный нефтяник Российской Федерации».
● В настоящее время – заместитель генерального директора по связям с правительством РК Каспийского Трубопроводного Консорциума.

АКЦИОНЕРЫ
● Российская Федерация (под управлением ПАО «Транснефть») – 31 %
● АО «Национальная компания «казмунайгаз» –19%
● Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани – 15%
● ЛУКАРКО Б.В. – 12,5%
● Мобил Каспийская трубопроводная компания – 7,5%
● Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед – 7,5%
● БГ Оверсиз Холдингс Лтд – 2%
● Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л. – 2%
● КОО Казахстан Пайплайн Венчурс – 1,75%
● Орикс Каспиан Пайплайн Лтд – 1,75%
Тем временем, по сообщению пресс-службы КТК, за февраль 2018 года через Морской терминал КТК отгружено 4 592 875 тонн нефти (36 400 671 баррель), что на 687 198 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего с начала года по 1 марта было отгружено 90 танкеров, из них 42 – в феврале.
27 февраля 2018 года на Морском терминале Консорциума был обработан 5000-й танкер с начала операционной деятельности. Всего с 2001 года по 1 марта 2018 года через трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки было поставлено 531 237 928 тонн нефти. Из них более 461 млн тонн нефти казахстанских грузоотправителей и почти 70 млн тонн черного золота, добытого на территории России.
Бизнес Life, март 2018 года