Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Новороссийский рабочий, По международным стандартам

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Новороссийский рабочий, По международным стандартам

ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
Используемую в Каспийском Трубопроводном Консорциуме (КТК) при отгрузке нефти передовую технологию ВПУ применяют всего около 40 нефтяных портов в мире. Похожие выносные причальные устройства эксплуатируются в нефтегаванях в северной Европе, в западной Африке, в Мексиканском и Персидском заливах. Международные эксперты отмечают: в мире мало терминалов, которые могли бы конкурировать с КТК в технической оснащенности и в организации работы.
ПОГРУЗКА ИЗ-ПОД ВОДЫ
В 90-х годах XX века к рассмотрению проектной документации и к экологической экспертизе проекта КТК были привлечено 235 ведущих российских ученых, в том числе 90 академиков и членов-корреспондентов, а также 70 докторов наук. Более авторитетной комиссии в России при проектировании подобных объектов тогда и представить было нельзя!
С расстояния 5 км от берега в Южной Озереевке три выносных причальных устройства (ВПУ) КТК похожи на небольшие красные буйки. И лишь сотрудники Консорциума знают, какая огромная промышленная мощь скрыта в этих морских объектах. За час работы через каждое ВПУ в нефтеналивные суда отгружается около 12 тыс. тонн черного золота. Это более 200 железнодорожных цистерн. А если одновременно осуществляется налив двух танкеров, то таких вагонов уже 400!
Почему для размещения выносных причалов Консорциума выбрано такое расстояние от берега? Во-первых, оно в пять раз превышает установленные законодательством границы санитарно-защитной зоны, позволяя легким фракциям углеводородов, выделяемых из трюмов танкера при погрузке, рассеиваться, не достигая берега. Во-вторых, применение выносных причальных устройств максимально облегчает навигацию крупнотоннажных судов, что снижает угрозу аварий в акватории Морского терминала.
Нефть к Черному морю поступает из расположенного в горах Резервуарного парка КТК. С высоты 250 м под воздействием силы тяжести, то есть самотеком, по нефтеналивному трубопроводу диаметром 1200 мм она подается на Береговые сооружения. Через станцию редуцирования поток направляется на узлы коммерческого учета и далее по подводным трубопроводам (диаметром 1000 мм) поступает на танкер через плавучие шланги с выносных причальных устройств – ВПУ.
«ПОЦЕЛУЙ ТАНКЕРА»
Вблизи причальные устройства совсем не маленькие - высотой с двухэтажный дом, диаметром 9 м. Каждое ВПУ прикреплено к морскому дну при помощи шести многотонных самозасасывающихся якорей. Танкер швартуется к ВПУ и подключается к трубопроводу. Нефтеналивной рукав и швартовый трос позволяют маневрировать судну в зависимости от состояния моря и погодной обстановки.
Первые два ВПУ, введенные в эксплуатацию в 2001 году, были построены в Нидерландах по специальному проекту для условий и рельефа дна Черного моря и способны выдержать самый сильный шторм из числа тех, что случались здесь за последние 100 лет.
Третье ВПУ введено в строй в рамках Проекта расширения КТК в 2014 году. ВПУ-3 было изготовлено на заводе в Объединенных Арабских Эмиратах компанией Blue Water Energy Services B.V. и доставлено в Новороссийск на грузовой палубе уникального транспортного судна Atlant Frauke.
Конструкция ВПУ-3 имеет значительные усовершенствования по сравнению с первыми двумя устройствами. За счет массы буя (362 т) снижены нагрузки во время его контакта с нефтеналивным судном, на профессиональном сленге называемого «поцелуй танкера». Устройство оснащено большим шлюпочным причалом и плоской палубой, расположенной ниже уровня поворотной площадки. За счет низкого центра тяжести буй более стабилен, а доступ на него проще и безопаснее. В водонепроницаемом палубном помещении расположено все механическое и электрическое оборудование, что облегчает его техническое обслуживание. На ВПУ-3 смонтированы системы смазки и защиты от гидроудара, приборы контроля работы насосного оборудования.
СПОДВИЖНИКИ ЖАК-ИВА КУСТО
В КТК считают, что работники Морского терминала в чем-то счастливее других, они наблюдают результаты своего труда не только по диаграммам на мониторах компьютеров и колеблющимся стрелкам манометров, но и по отходящим от выносных причальных устройств танкерам.
Промышленная безопасность Морского терминалам (МТ) обеспечивается как его передовой оснащенностью, так и своевременным техобслуживанием. Персонал проводит дошвартовые и еженедельные проверки оборудования. Каждое лето грузовая система ВПУ промывается с помощью специально зафрахтованного танкера морской водой. Срок службы подводных и плавучих шлангов составляет от двух до шести лет, потом они подлежат обязательной замене. Операция эта чрезвычайно трудоемкая, ведь каждая секция шлангов весит около 5 тонн.
Все водолазные операции производятся в КТК сразу по двум стандартам – международным, действующим по всему миру, и требованиям Российской водолазной службы. Работа водолазов по обслуживанию 15 км подводных трубопроводов выполняется на глубине до 60 м, где погружения проходят в специальном колоколе, а дыхательная смесь подается с помощью шлангокабеля.
Поэтому на дне водолаз может провести не более 30 минут и еще полтора часа, с остановками для декомпрессии, поднимается наверх.
Опытнейшие водолазы, среди которых есть даже участники подводных экспедиций всемирно известного исследователя морей и океанов Жак-Ива Кусто, следят за состоянием оконечных манифольдов, танков плавучести, якорей, их цепей, подводных и плавучих шлангов, очищают их от морской растительности, проверяют целостность компонентов ВПУ, сварных соединений, проводят замеры толщины металла и эффективности работы катодной защиты, производят замену подводных и плавучих шлангов и других компонентов ВПУ.
Работа Морского терминала КТК построена в полном соответствии с требованиями международной организации IMO (International Maritime Organization). Консорциум строго соблюдает требования регламентов IMO, в том числе такого документа, как International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals, который регулирует все технологические процессы и меры безопасности во время погрузки нефтеналивных судов.
ФУНКЦИЯ СЮРВЕЙЕРА
Подготовка к безопасной погрузке танкера начинается задолго до его подхода к терминалу. Сначала рассматривается запрос от грузоотправителя на номинацию того или иного судна на окно погрузки. Прежде чем дать ответ, специалисты изучают историю танкера и его технических возможностей на предмет соответствия требованиям международных организаций и нефтяных компаний. К слову, сейчас КТК просит грузоотправителей фрахтовать наиболее современные танкеры, оборудованные скрубберами для уменьшения негативного влияния на атмосферный воздух при погрузке.
После завершения этих формальностей танкер может брать курс на Новороссийск в 670-й район - зону эксплуатационной ответственности Морского терминала. Там его встречают таможенники, пограничники, специалист по швартовке судов, а также сюрвейер, в функции которого входит приемка танкера до погрузки. Он контролирует чистоту стенок танков и качество в них инертных газов, отбирая пробы газоанализатором. Если какие-то нормативы нарушены, у сюрвейера достаточно полномочий остановить погрузку.
МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ
Недавно представители всемирно известного Менделеевского института из Москвы проводили замеры воздушной среды непосредственно на самом танкере. Проверка показала, что даже на самих судах не было превышения предельно допустимых концентраций в выбросах в атмосферу. Работы проводились 13 марта и выполнялись в течение всей грузовой операции на корме и носу танкера, а также в средней части судна. Было зафиксировано, что выбросы диоксида азота составили 0,2 ПДК, оксида углерода – 0,2, диоксида серы – 0,1, предельных углеводородов С1-С5 – 0,02, предельных углеводородов С6–С10 – 0,7, сероводорода - 0,1, толуола - 0,7, бензола - 0,6, ксилола – 0,5, этилмеркаптана - 0,01 ПДК.
Что это значит? Да упрощенно говоря то, что санитарно-защитную зону можно устанавливать прямо на танкере. Значения практически безопасны для человека.
С середины прошлого года КТК расширил программу производственного-экологического контроля качества атмосферного воздуха как по частоте замеров, так и по контролируемым показателям. Исследования выполняются силами выездной аккредитованной независимой лаборатории на границе санитарно-защитной зоны МТ и в селитебной зоне. При поступлении обращений граждан лаборатория выезжает и в район населенного пункта Южная Озереевка. На данный момент ни одного случая превышения ПДК не зафиксировано – атмосферный воздух в зоне замеров соответствует требованиям гигиенических нормативов.
Протоколы результатов качества атмосферного воздуха, оформленные аккредитованной лабораторией, регулярно предоставляются в органы государственного надзора и контроля. Кроме того, КТК приобрел собственный портативный газоанализатор для оперативных замеров концентраций загрязняющих веществ, в том числе меркаптанов, которые даже в самых малых дозах дают сильный запах. И ни разу эти замеры не выявили вредных для здоровья человека концентраций.
В настоящий момент в мире не существует практики по подключению ВПУ к системе рекуперации летучих фракций углеводородов. Разработки в этом направлении ведет известная японская корпорация JFE Engineering. Руководитель этой компании Хироши Окуда ответил на наш запрос по поводу установки таких систем: «Компания провела ряд серьезных исследований и профессиональных изысканий. Проект, который имеется на сегодняшний день был подготовлен для Ближневосточного региона для транспортировки только определенного сорта нефти и, к сожалению, пока не претворился в жизнь и по-прежнему остается планом. Насколько мы понимаем, на сегодняшний день в мире не было построено и введено в эксплуатацию на ВПУ объектов по сокращению летучих органических соединений».
Со своей стороны, Каспийский Трубопроводный Консорциум также предпринимает целый комплекс мер технического, технологического и информационного характера. В частности, КТК обсуждает с мировыми производителями модернизацию ВПУ. Также рассматривается возможность установки автоматических датчиков контроля качества атмосферного воздуха на границе предприятия и санитарно-защитной зоны с механизмом публичного и постоянного информирования о результатах замеров. В среднесрочной перспективе в Южной Озереевке появится и электронный «Экомонитор», транслирующий метеорологическую информацию, а также данные о состоянии атмосферного воздуха.
Эксперты отмечают, что деятельность КТК по перевалке нефти на Морском терминале под Новороссийском полностью соответствует ратифицированным Российской Федерацией международным конвенциям МАРПОЛ 73/78 и СОЛАС 74/78. За почти 20 лет эксплуатации крупного производственного объекта не допущено никаких ЧП. Коллектив Консорциума гордится, что ни на сушу, ни на море не пролито ни капли нефти при погрузке судов, а количество обработанных танкеров уже превысило 6,2 тыс. единиц.

Новороссийский рабочий, 28 апреля 2020
https://novorab.ru/2020/04/28/ktk-po-mezhdunarodnym-standartam/