Главная/О компании/Хронология проекта

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Хронология проекта

17 июля 1992 года было подписано Соглашение о создании Каспийского трубопроводного консорциума между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Через месяц к участникам присоединилась Российская Федерация. В 1996 г. в проект вошли 8 частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств.

Строительство инфраструктуры магистрального нефтепровода началось в 1999 году. 12 мая 1999 г. у поселка Южная Озереевка состоялась торжественная церемония закладки первого камня в строительстве нефтепроводной системы. Заполнение трубопровода нефтью Тенгизского месторождения в Казахстане началось в марте 2001 г., а 13 октября того же года КТК осуществил загрузку первого танкера на своем терминале у Южной Озереевки.

В 2004 г. на нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская» в Краснодарском крае в систему КТК начала поступать нефть, добываемая на территории России, а к середине этого года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 миллиона тонн.

В декабре 2009 г. акционеры утвердили План расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК до 67 млн. тонн нефти в год, включающий комплекс организационно-технических, финансовых и коммерческих вопросов.

Сегодня Каспийский трубопроводный консорциум является важнейшим маршрутом транспортировки нефти в Каспийско-Черноморском регионе.

Важные вехи в истории Каспийского трубопроводного консорциума

 
2024
4 апреля 2024 года

На начало апреля 2024 года общее количество транспортированной по нефтепроводу Консорциума нефти сорта CPC Blend превысило 900 000 000 тонн. При этом на долю грузоотправителей с территории Республики Казахстан пришлось 791 689 626 тонн нефти: около 454, 3 млн тонн с месторождения Тенгиз, 173,4 млн тонн с месторождения Карачаганак, 100,5 млн тонн с месторождения Кашаган и другие.

2023
25 июля

На Морском терминале КТК состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению строительства новой системы измерений количества и показателей качества нефти (СИКН) в рамках Программы устранения узких мест (ПУУМ).

26 мая

На Морском терминале отгружен 8-тысячный танкер за время работы КТК - Prudent Warrior

2022
31 декабря

Акционерам КТК направлено уведомление о том, что в рамках Программы устранения узких мест в полном объеме построены и введены в эксплуатацию все объекты на НПС «Тенгиз» и НПС «Астраханская», которые оказывают влияние на возможность повышения пропускной способности трубопроводной системы КТК до 72,5 млн т нефти в год с территории Казахстана и до 81,5 млн т нефти в год через Российскую Федерацию.

29 августа

Каспийский Трубопроводный Консорциум успешно прошел ресертификацию Системы управления охраной труда, промышленной безопасностью и охраной окружающей среды (ОТ, ПБ и ООС) по международным стандартам ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018

25 июля

На Морском терминале КТК перевалена 800-миллионная тонна нефти Юбилейная тонна с начала эксплуатации трубопроводной системы Консорциума в 2001 году попала в танки нефтеналивного судна Patroclus. Танкер, зарегистрированный в порту Валетта, Мальта, стал 7547-м из обработанных на терминале за эти годы.

1 февраля

В АО «КТК-Р» введен в действие стандарт «Лидерство по развитию Культуры безопасного производства» СТП КТК 62.01.2022.

2021
9 декабря

КТК получил сертификат Системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2015
Документ, выданный сертификационной компанией TUV Austria, подтверждает, что качество услуг КТК по транспортировке нефти соответствует международным стандартам.

11 Августа

На Морском терминале КТК под Новороссийском осуществлена погрузка 7-тысячного с момента начала операционной деятельности Консорциума морского танкера. Юбилейным стал танкер Artemis Voyager под флагом Багамских островов, грузоотправитель – компания «Тенгизшевройл».

10 июня

10 июня 2021 года КТК впервые в истории осуществил первый транш выплат акционерам компании дивидендов за IV квартал 2020 года года и I квартал 2021 года. Общая сумма дивидендов за указанный период составила 665 млн долларов США.

20 января

АО «КТК-Р» возглавило рейтинг грузовых терминалов России по итогам 2020 года. Рейтинг стивидорных компаний России по грузообороту составлен ТАСС на основе данных Ассоциации морских торговых портов РФ. В нем АО «КТК-Р» (порт Новороссийск) занимает первое место с оборотом 59,03 млн тонн.

2020
28 ноября

В субботу 28 ноября 2020 года на Морском терминале КТК перевалена 700-миллионная тонна нефти с начала эксплуатации трубопроводной системы Тенгиз – Новороссийск. Юбилейная тонна поступила в танки нефтеналивного судна Pinnacle Spirit («Дух вершины»).

30 сентября

30 сентября 2020 года КТК досрочно полностью погасил долг по займу перед акционерами, выплатив 341,01 млн долларов США. Из них на долю выплат КТК-Р приходится 295,26 млн долларов США (в бюджет Российской Федерации поступило – 48,74 млн долларов США), на долю КТК-К – 45,75 млн долларов США.

2019
20 ноября

20 ноября 2019 года на Морском терминале КТК под Новороссийском осуществлена погрузка 6000-го танкера с момента начала операционной деятельности Консорциума. Юбилейным стал танкер «FOLEGANDROS» грузоотправителя «КазМунайГаз».

1 октября

1 октября 2019 года в Республике Казахстан А-НПС-3А нефтепровода КТК переименована в НПС «Исатай», А-НПС-4 – в НПС «Курмангазы».

21 мая

21 мая 2019 года на ежегодном собрании акционеров КТК принята Программа устранения узких мест (ПУУМ), предусматривающая расширение пропускной способности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 72,5 млн тонн в год.

24 апреля

24 апреля 2019 года на Всероссийской неделе охраны труда КТК получил Гран-При всероссийского конкурса «Здоровье и безопасность - 2018».

2018
22 октября

22 октября 2018 года в Москве прошло торжественное мероприятие, посвященное завершению Проекта расширения мощностей трубопроводной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума.
Были подведены основные итоги грандиозного проекта, а также вручены награды министерств энергетики Российской Федерации и Республики Казахстан тем, кто внес особый вклад в общий успех.

28 сентября

28 сентября 2018 года КТК признан победителем XII межрегиональном форума крупнейших компаний Южного федерального округа «Флагманы будущего роста» в номинации «Крупнейшее транспортное предприятие ЮФО по итогам 2017 года».

18 апреля

18 апреля 2018 года в режим постоянной эксплуатации введена последняя станция Проекта расширения мощностей трубопроводной системы КТК, НПС-2 в Калмыкии.

12 апреля

Каспийский Трубопроводный Консорциум получил первый приз Всероссийского конкурса «Здоровье и безопасность 2017» в номинации «Методология в области контроля и обеспечения безопасных условий труда» за инновационный проект «Концепция создания культуры безопасного труда».

27 февраля

5000-й танкер отгружен на Морском терминале КТК.
27 февраля 2018 года завершена погрузка 5-тысячного с момента начала операционной деятельности Консорциума морского танкера. Юбилейным стал танкер «Nautilus» грузоотправителя ТОО «Тенгизшевройл».

2017
18 декабря

Более полутысячи танкеров обработано на Морском терминале в 2017 году. В период с начала 2017 года по 18 декабря на Морском терминале Консорциума отгружено 503 нефтеналивных судна, которые приняли в свои танки 52,8 млн тонн нефти.

12 октября

КТК ввел в эксплуатацию все объекты Проекта расширения на территории Казахстана.
12 октября 2017 года в эксплуатацию торжественно введена последняя из строившихся казахстанских нефтеперекачивающих станций Консорциума – А-НПС-3А.

21 сентября

Трехмиллионная тонна нефти принята в систему КТК на НПС «Комсомольская с российских месторождений на шельфе Каспия (от ПАО «Лукойл»).

23 августа

23 августа 2017 года в Ставропольском крае в эксплуатацию введена НПС-5 – вторая из двух станций, строительство которых было предусмотрено Проектом расширения трубопроводной мощности КТК на Ставрополье.

12 августа

12 августа 2017 года на Морском терминале КТК отгружена полумиллиардная тонна нефти с начала эксплуатации нефтепроводной системы. «Юбилейная» 500-миллионная тонна поступила в танки нефтеналивного судна Ohio, зафрахтованного компанией Karachaganak Petroleum Operating.

08 августа

8 августа 2017 года в Крымском районе Краснодарского края введена в эксплуатацию НПС-8 – последняя станция, построенная в рамках Проекта расширения трубопроводной мощности КТК на территории Кубани.

12 мая

12 мая 2017 года торжественно введены в эксплуатацию две новые нефтеперекачивающие станции Каспийского Трубопроводного Консорциума (А-НПС-4А и А-НПС-5А) в Астраханской области.

2016
31 октября

Главный центр управления КТК на Морском терминале под Новороссийском приступил к работе после реконструкции.

14 октября

В систему Каспийского Трубопроводного Консорциума начала поступать нефть с казахстанского месторождения Кашаган.

25 июня

Николай Горбань приступил к исполнению обязанностей генерального директора КТК

6 февраля

На Морском терминале КТК отгружен 4000-й танкер с начала грузовых операций в 2001 году.

2015
23 декабря

На территории Ипатовского района Ставропольского края в эксплуатацию введена НПС-4.

27 ноября

Морской терминал Каспийского Трубопроводного Консорциума завоевал Гран-при Международного конкурса «Oil Terminal 2015».

20 ноября

В Ики-Бурульском районе Калмыкии в эксплуатацию введена НПС-3 – первая из вновь построенных станций Проекта расширения КТК.

24 сентября

КТК построил три новых резервуара на Морском терминале. Нефтехранилище КТК увеличено с четырех до семи РВСПК-100.

9 сентября

КТК завершил I фазу Проекта расширения в Республике Казахстан. Введены в эксплуатацию модернизированные нефтеперекачивающие станции «Тенгиз» и «Атырау».

2014
31 декабря

КТК отгрузил 40-миллионную тонну нефти с начала года. Танкер SCF SURGUT дедвейтом около 158 тыс. тонн принял на борт юбилейную тонну нефти.

24 апреля 2014

Состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию модернизированных нефтеперекачивающих станций консорциума («Астраханской», «Комсомольской» и «Кропоткинской») в рамках 1-й фазы Проекта расширения на территории России.

4 февраля 2014

Введено в коммерческую эксплуатацию третье выносное причальное устройство (ВПУ-3) в акватории Морского терминала вблизи Новороссийска

2013
26 июня 2013

Загружен 3000-й танкер с начала эксплуатации нефтепроводной системы

28 февраля 2013

Генеральным директором Каспийского Трубопроводного Консорциума избран Николай Григорьевич Брунич

2012
27 ноября 2012

Морской терминал КТК стал победителем III Международной премии «Нефтяной терминал» в номинации «Стабильность».

10 октября 2012

На Морском терминале КТК отгружена 300-миллионная тонна нефти

2011
1 июля 2011

В Атырау (Казахстан) состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ по Проекту расширения Каспийского трубопроводного консорциума.

2010
15 декабря 2010

Принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения Каспийского трубопроводного консорциума.

24 ноября 2010

Генеральным директором Каспийского трубопроводного консорциума становится Николай Валерьевич Платонов

1 мая 2010

Генеральным директором Каспийского трубопроводного консорциума избран Александр Владимирович Тараканов

2009
26 ноября 2009

Морской терминал КТК стал победителем II Международной премии «Морской терминал» в номинации «Надежный партнер»

2008
17 октября 2008

Акционеры консорциума подписали меморандум о принципах расширения КТК

2006
25 октября 2006

Морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума стал лауреатом первой международной премии «Нефтяной Терминал 2006» в номинации «Лучшая технологическая оснащенность»

28 августа 2006

На Морском терминале отгружено 100 млн. тонн нефти

26 апреля 2006

Полномочия генерального директора КТК переходят к Владимиру Юрьевичу Раздухову.

2004
9 ноября 2004

КТК приступил к транспортировке российской нефти

16 мая 2004

В трубопроводную систему КТК начала поступать нефть с Карагачанского месторождения в Западном Казахстане.

2003
29 апреля 2003

Трубопровод КТК официально введен в промышленную эксплуатацию после того, как 28 апреля были подписаны последние акты приемки КТК государственными приемочными комиссиями РФ и РК, подтверждающими, что все требования по безопасности системы и охране окружающей среды полностью соблюдены.

2002
1 мая 2002

Генеральным директором КТК стал Йен Р. МакДональд, прежде возглавлявший «Шеврон Нефтегаз Инк».

2001
27 ноября 2001

На Морском терминале состоялось торжественное открытие нового маршрута экспорта нефти из Каспийского региона.

13 октября 2001

На новом терминале Каспийского трубопроводного консорциума в Южной Озереевке близ Новороссийска осуществлена пробная загрузка танкера, зафрахтованного компанией «Тенгизшевройл».

26 марта 2001

В Атырау началось заполнение трубопроводной системы нефтью Тенгизского месторождения.

2000
30 ноября 2000

Генеральным директором КТК избран Сергей Викторович Гнатченко.

22 ноября 2000

На резервуарном парке Морского терминала состоялась торжественная церемония сварки «золотого стыка», знаменующая окончание укладки линейной части нефтепроводной системы.

1999
12 мая 1999

Состоялась торжественная церемония «закладки первого камня» в строительство нефтепроводной системы КТК.

1998
12 ноября 1998

Получено положительное заключение экспертизы экспертных комиссий РФ (Государственная экологическая экспертиза, Госстрой , Госгортехнадзор, МЧС) по документам ТЭО строительства нефтепровода Тенгиз – Новороссийск.

1 июня 1998

Виктор Михайлович Федотов вступил в должность генерального директора КТК.

1997
16 мая 1997

Генеральным директором КТК избран Владимир Станиславович Станев.

1996
6 декабря 1996

Принято решение о реструктуризации консорциума. В его состав вошли крупнейшие международные нефтегазовые компании. Первым генеральным директором реструктурированного КТК становится Эдвард Смит.

1992
17 июня 1992

Подписано первое рамочное Соглашение о создании Каспийского трубопроводного консорциума между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Через месяц к ним присоединилась Российская Федерация.

1991
​​​​​​​