Основные функции системы:
- автоматическая идентификация судов;
- обеспечение контроля над судами со стороны береговых служб;
- обмен навигационными данными между судами, а также между судами и береговой службой терминала (передача данных о судне и его грузе, маршруте плавания, порте назначения и времени прибытия);
- представление относительного расположения судов на пульте Главного центра управления терминала.
Система АИС сопряжена с системой гидрометеомониторинга и системой швартовки.
АИС отображает информацию о курсе, скорости, координатах и положении судна, что позволяет в реальном времени отображать текущую ситуацию движения судов в районе эксплуатационной ответственности Морского терминала КТК.
PISCES II предназначена для предупреждения, отслеживания и прогнозирования ЧС, связанных с нефтяным загрязнением, а также для помощи в выработке управленческих решений штабом руководства операциями и Комиссией по чрезвычайным ситуациям при ликвидации ЧС.
В случае ЧС система позволяет автоматически отслеживать на электронных навигационных картах траектории движения нефтяного пятна на море, а также действия развернутых сил и средств. Система позволяет вести базу данных сил и средств объекта, локальных погодных условий, зон риска и природоохранных зон, а также воспроизводить события сценариев и упражнений.
Система позволяет, используя математические модели, созданные на основе исследований Государственного Института Океанографии РАН, прогнозировать траектории движения нефтяного пятна.
PISCES II, сопряженная с системой гидрометеомониторинга, системой швартовки и АИС, объединяет все элементы в единую систему безопасности морских операций.
Оснащение для технического обслуживания и аварийного реагирования
Одним из важнейших элементов комплексной системы безопасности является обеспечение постоянной готовности персонала КТК, его подрядчиков по аварийному реагированию к действиям в нештатных ситуациях.
Вдоль трассы магистрального нефтепровода КТК расположены девять аварийно-восстановительных пунктов (АВП), расположенных так, чтобы минимизировать время прибытия аварийных бригад к любому участку трубопроводной системы.
АВП укомплектованы специально обученным персоналом и оснащены необходимой техникой и оборудованием для локализации и ликвидации последствий возможных аварий, в том числе разливов нефти на суше и на воде. Оснащение включает в себя тяжелую специализированную технику, болотоходы, боновые заграждения, подпорные стенки, нефтесборщики, вакуумные машины, мощные катера-бонопостановщики и др. Кроме того, АВП оснащены мобильными комплексами, обеспечивающими продолжительную автономную работу аварийно-восстановительных бригад.
Помимо аварийного реагирования АВП обеспечивают техническое обслуживание, диагностику и ремонт магистрального нефтепровода и оснащены необходимыми стендами, приборами, оборудованием.
Пожарная безопасность
В силу специфики своей деятельности КТК уделяет большое внимание вопросам пожарной безопасности. На всех объектах Консорциума имеются штатные подразделения пожарной охраны, оснащенные современными пожарными автомобилями и средствами подачи пены. Все объекты обеспечены трехкратным запасом пенообразователя. Основные пожароопасные сооружения КТК оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и установками пожаротушения. Резервуарные парки и насосные станции оснащены системами пенного пожаротушения низкой кратности на основе пленкообразующих пенообразователей.
Учения
КТК ежегодно проводит около 10 крупномасштабных учений по ликвидации возможных разливов нефти и тушению пожаров с привлечением средств подрядчиков и территориальных подразделений РСЧС. По специально разработанным графикам ежемесячно проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналом КТК и Подрядчиков, на которых отрабатываются вопросы реагирования на различные нештатные ситуации. Помимо материальной части, особое внимание в ходе учений уделяется совершенствованию навыков персонала КТК всех уровней и сотрудников подрядных организаций.