Главная/Экология и безопасность/Технические решения

В 2012 году Морской терминал КТК в очередной раз стал лауреатом Международной премии «Нефтяной терминал»

Поддержка социально значимых сфер жизни общества и гуманитарное развитие регионов, где пролегает маршрут магистрального нефтепровода КТК

Технические решения

Безопасность – один из основополагающих критериев работы КТК. Все этапы транспортировки нефти, ее загрузки в танкеры, равно как и сопутствующие операции, четко отлажены. Бесперебойную работу магистрального трубопровода КТК обеспечивают высококвалифицированный персонал и самые современные системы контроля.

Многоуровневая система реагирования на возможные аварии и ЧС на объектах КТК включает в себя нештатные аварийно-спасательные формирования КТК, технические средства и персонал подрядчиков по аварийному реагированию, силы и средства территориальных подсистем РСЧС (Российской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), а также территориальные аварийно-спасательные формирования.

Контроль работы всего трубопровода КТК осуществляется из Главного центра управления, расположенного на Морском терминале. Два диспетчера эффективно справляются с этой задачей, благодаря системе оперативного контроля и сбора данных СКАДА (SCADA – Supervisory for Control and Data Acquision), которая отвечает за управление всеми объектами нефтепроводной системы КТК от Тенгиза до выносных причальных устройств на Морском терминале в Южной Озереевке, погрузку танкеров, а также мониторинг безопасности всей инфраструктуры КТК.

Дублирующие друг друга каналы оптоволоконной, спутниковой и радиосвязи и передачи данных обеспечивают связь Морского терминала со всеми объектами вдоль трассы трубопровода и с региональными офисами КТК. В случае выхода каких-либо параметров за установленные рамки, раздается сигнал тревоги и производится осмотр тревожного участка на предмет определения причин срабатывания сигнала.

На линейной части магистрального трубопровода КТК внедрена система обнаружения утечек (СОУ). Совмещенная со СКАДА, она позволяет определить наличие даже незначительных утечек и обеспечить оперативное реагирование на них.

СГММ позволяет в режиме реального времени контролировать необходимые гидрометеорологические параметры в эксплуатационном районе:

  • направление, скорость и порывы ветра;
  • атмосферное давление;
  • параметры волнения моря;
  • направление и скорость течения на поверхности и заданных глубинах;
  • температуру воздуха и воды.
Данные отображаются на пульте в Главном центре управления. Система позволяет архивировать их для дальнейшей обработки, систематизации и статистики.

Загрузка танкеров осуществляется с использованием выносных причальных устройств (ВПУ) – самой передовой технологии, применяющейся на сегодняшний день в нескольких портах мира. ВПУ расположены в российских территориальных водах Черного моря, приблизительно в 17 км западнее входа в Цемесскую бухту и на удалении примерно 5 км от береговой линии. Устройства представляют собой буи якорного типа, каждый из которых крепится к морскому дну с помощью шести кессонных якорей.

ВПУ спроектированы и построены с таким расчетом, чтобы они могли выдержать самый сильный шторм, зафиксированный в районе в течение последних 100 лет, и могли принять двухкорпусный танкер, вмещающий до 300 000 тонн нефти.

Движение танкера в режиме реального времени отслеживается на электронной навигационной карте. Мастер по швартовке постоянно контролирует процесс подхода танкера к ВПУ, дистанцию до буя, направление и скорость сближения судна с причальным устройством, а также угловую скорость. Все эти элементы в виде векторов и численных характеристик отображаются на экране лоцманского компьютера с наложением на электронную навигационную карту.

Таким образом, отгрузка нефти через выносные причальные устройства обеспечивает более высокий уровень безопасности в сравнении со стационарными причалами: ошвартованный танкер под действием ветра и течения принимает свойства флюгера, не наваливает на ВПУ, а вращается вокруг него, что позволяет осуществлять грузовые операции при более суровых условиях погоды, а также упрощает и сокращает время швартовочных операций.

Основные функции системы:

  • автоматическая идентификация судов;
  • обеспечение контроля над судами со стороны береговых служб;
  • обмен навигационными данными между судами, а также между судами и береговой службой терминала (передача данных о судне и его грузе, маршруте плавания, порте назначения и времени прибытия);
  • представление относительного расположения судов на пульте Главного центра управления терминала.

Система АИС сопряжена с системой гидрометеомониторинга и системой швартовки.

АИС отображает информацию о курсе, скорости, координатах и положении судна, что позволяет в реальном времени отображать текущую ситуацию движения судов в районе эксплуатационной ответственности Морского терминала КТК.

PISCES II предназначена для предупреждения, отслеживания и прогнозирования ЧС, связанных с нефтяным загрязнением, а также для помощи в выработке управленческих решений штабом руководства операциями и Комиссией по чрезвычайным ситуациям при ликвидации ЧС.

В случае ЧС система позволяет автоматически отслеживать на электронных навигационных картах траектории движения нефтяного пятна на море, а также действия развернутых сил и средств. Система позволяет вести базу данных сил и средств объекта, локальных погодных условий, зон риска и природоохранных зон, а также воспроизводить события сценариев и упражнений.

Система позволяет, используя математические модели, созданные на основе исследований Государственного Института Океанографии РАН, прогнозировать траектории движения нефтяного пятна.

PISCES II, сопряженная с системой гидрометеомониторинга, системой швартовки и АИС, объединяет все элементы в единую систему безопасности морских операций.

Оснащение для технического обслуживания и аварийного реагирования

Одним из важнейших элементов комплексной системы безопасности является обеспечение постоянной готовности персонала КТК, его подрядчиков по аварийному реагированию к действиям в нештатных ситуациях.

Вдоль трассы магистрального нефтепровода КТК расположены девять аварийно-восстановительных пунктов (АВП), расположенных так, чтобы минимизировать время прибытия аварийных бригад к любому участку трубопроводной системы.

АВП укомплектованы специально обученным персоналом и оснащены необходимой техникой и оборудованием для локализации и ликвидации последствий возможных аварий, в том числе разливов нефти на суше и на воде. Оснащение включает в себя тяжелую специализированную технику, болотоходы, боновые заграждения, подпорные стенки, нефтесборщики, вакуумные машины, мощные катера-бонопостановщики и др. Кроме того, АВП оснащены мобильными комплексами, обеспечивающими продолжительную автономную работу аварийно-восстановительных бригад.

Помимо аварийного реагирования АВП обеспечивают техническое обслуживание, диагностику и ремонт магистрального нефтепровода и оснащены необходимыми стендами, приборами, оборудованием.

Пожарная безопасность

В силу специфики своей деятельности КТК уделяет большое внимание вопросам пожарной безопасности. На всех объектах Консорциума имеются штатные подразделения пожарной охраны, оснащенные современными пожарными автомобилями и средствами подачи пены. Все объекты обеспечены трехкратным запасом пенообразователя. Основные пожароопасные сооружения КТК оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и установками пожаротушения. Резервуарные парки и насосные станции оснащены системами пенного пожаротушения низкой кратности на основе пленкообразующих пенообразователей.

Учения

КТК ежегодно проводит около 10 крупномасштабных учений по ликвидации возможных разливов нефти и тушению пожаров с привлечением средств подрядчиков и территориальных подразделений РСЧС. По специально разработанным графикам ежемесячно проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналом КТК и Подрядчиков, на которых отрабатываются вопросы реагирования на различные нештатные ситуации. Помимо материальной части, особое внимание в ходе учений уделяется совершенствованию навыков персонала КТК всех уровней и сотрудников подрядных организаций.