Главная/ПУУМ/Общие сведения

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Общие сведения

Программа устранения узких мест КТК (ПУУМ) - это ряд отдельных проектов, объединенных в единую Программу и реализуемых на территории Российской Федерации и Республики Казахстан. Программа реализуется в целях снятия ограничений, не позволяющих существующей модификации трубопроводной системы КТК обеспечить перекачку нефти с применением АФП по территории Республики Казахстан до 72.5 млн т в год и по территории Российской Федерации - до 82 млн т в год. Характерный пример: на Морском терминале КТК после завершения реализации объектов ПУУМ максимальная производительность при погрузке возрастает до 33000 м3/ч.

В Программу также входит ряд проектов, направленных на повышение уровня надежности трубопроводной системы КТК после увеличения объемов перекачки.

Программа устранения узких мест является логичным продолжением успешно завершенного в 2018 году Проекта расширения КТК и призвана повысить удовлетворенность грузоотправителей при сохранении высоких стандартов безопасности и надежности работы трубопроводной системы КТК.

 

Загрузка нефтью

Необходимость дальнейшего увеличения пропускной способности трубопроводной системы КТК обусловлена планами ТОО «Тенгизшевройл» по завершению расширения производственных мощностей на Тенгизском месторождении (Проект будущего расширения и Проект управления устьевым давлением). Объемы поставляемой нефти гарантированы соглашением «Качай или плати».

График строительства

Проектирование всех объектов ПУУМ осуществлялось под управлением КТК. Государственные экспертизы проектов были успешно пройдены, получены все необходимые разрешительные документы для начала строительно-монтажных работ. Осуществлена поставка основного объема оборудования.

В соответствии с заявками грузоотправителей, Консорциум до конца 2022 года завершил реализацию всех проектов ПУУМ, влияющих на обеспечение возможности прокачки по трубопроводу 82 млн т в год с применением АФП. Проекты, направленные на снижение потребления АФП, увеличение надежности трубопроводной системы, а также на демонтаж выведенного из эксплуатации оборудования и обновление системы SCADA КТК, будут выполняться до февраля 2026 года.

Текущий статус реализации ПУУМ

В настоящий момент проект достиг стадии механической готовности к увеличению объемов перекачки нефти. На 100% завершены строительно-монтажные работы на НПС «Атырау», А-НПС-4А, НПС «Астраханская», А-НПС-5А, НПС «Комсомольская», НПС-2. К III кварталу 2023 года планируется на 100% завершить СМР на НПС «Тенгиз» по объему строительства новых РВСПК 20000м3 и на Морском терминале по объему строительства новых СИКН. В июне 2023 года начаты строительно-монтажные работы на НПС-4. На 2023 год также запланировано начало строительно-монтажных работ на НПС-3 и НПС-5, а также, начало работ по демонтажу выведенного из эксплуатации по результатам ПУУМ оборудования.

Финансирование ПУУМ

Стоимость реализации проектов ПУУМ на территории Российской Федерации и Республики Казахстан составляет 599,9 млн долларов США. Проект финансируется за счет собственных средств КТК, образующихся как прибыль от операционной деятельности.

Социальная ответственность

За счет средств, зарезервированных в бюджете ПУУМ планируется реализация ряда социальных проектов и программ КТК в Российской Федерации и Республике Казахстан. В настоящий момент завершено строительство Дома юношества в городе Атырау и там же, в микрорайоне Талгайран, начато строительство школы.

Экологическая и промышленная безопасность

В ходе разработки проектных решений, первоочередное внимание уделено защите окружающей среды и строгому соблюдению законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан об экологической безопасности. Концепция бизнеса Компании заключается в признании того, что цена человеческой жизни и здоровья, исключение вреда окружающей природной среде – превыше экономической выгоды. Проведение работ спланировано таким образом, чтобы свести к минимуму или полностью исключить негативное воздействие на окружающую среду. С этой целью компания провела жесткий отбор подрядчиков, по итогам которого контракты были присуждены лучшим соискателям, подтвердившим в ходе тендерного отбора свои компетенции в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, а также в реагировании на чрезвычайные ситуации. В управлении подрядчиками компания придерживается принципов и рекомендаций Международной Ассоциации Производителей Нефти и Газа (IOGP), основанных на риск-ориентированном подходе, лидерстве и непрерывном совершенствовании.

В ходе строительства будут применяться как уже хорошо себя зарекомендовавшие технологии и оборудование, так и последние мировые разработки в области трубопроводного транспорта нефти. Обязательным условием начала пусковых операций по новым проектам ПУУМ является проведение Предпусковых Проверок Безопасности для всего вновь смонтированного оборудования до заполнения нефтью. Процесс включает комплексный анализ готовности по всем аспектам безопасности: от подтверждения соответствия проекту по применимым инженерным дисциплинам, до фактической проверки наличия необходимых ресурсов на месте проведения работ.

Охрана труда

В ходе реализации проектов ПУУМ, Консорциум подтверждает свою ориентированность на поддержание высоких стандартов в области охраны труда. КТК не только уделяет значительное внимание развитию Культуры безопасного производства внутри компании, но и ведет работу по формированию осознанного безопасного поведения персонала все подрядных организаций, привлекаемых к работе над проектами ПУУМ. Различными мотивационными средствами сотрудники подрядных организаций оказываются вовлечены в процесс совершенствования системы корпоративных целей и ценностей, приглашены к активному участию в управлении вопросами безопасности.

В ходе выполнения работ по ПУУМ продолжает действовать безусловное право каждого сотрудника КТК или сотрудника подрядной организации приостановить любые работы, выполняемые небезопасно. Дальнейшим развитием этого права явилось внедрение программы Карточек наблюдений за условиями труда и безопасным ведением работ. Это позволило всем работникам КТК и подрядных организаций оперативно сообщать о небезопасных условиях труда, потенциально-опасных случаях на объектах, а также вносить предложения по сокращению воздействия опасных и вредных производственных факторов, улучшению условий труда, что является основополагающим элементом превентивных мер в управлении рисками.