МОСКВА, 24 фев (Рейтер) - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) планирует нарастить экспортную прокачку нефти CPC Blend в 2016 году до 51,2 миллиона тонн с 42,8 миллиона тонн в 2015 году и готов обеспечить растущие потребности Казахстана в нефтетранспортных мощностях, в том числе после запуска Кашагана, сообщил в интервью Рейтер генеральный директор компании Николай Брунич.
В то время как страны ОПЕК и Россия пытаются договориться о заморозке нефтедобычи на текущих уровнях для поддержания цен (Full Story), а рынок жадно ловит данные о сокращении числа скважин в США, Казахстан готовится запустить гигантское месторождение Кашаган, основным экспортным маршрутом для которого будет трубопровод КТК.
"С самого начала предполагалось, что вся добытая нефть с месторождений, в том числе и с казахстанского месторождения Кашаган, будет прокачиваться по системе КТК, что обеспечит загруженность трубопровода и прокачку около 70 миллионов тонн", - сказал Брунич.
Он уточнил, что проектная механическая мощность нефтепровода к концу года увеличится до 67 миллионов тонн, а с применением антифрикционных присадок трубопровод сможет прокачивать 76 миллионов тонн нефти в год.
Проект по увеличению пропускной способности нефтепровода КТК, реализация которого велась в течение пяти лет, будет завершен к концу 2016 года, что совпадает по срокам с планами Казахстана приступить к коммерческой добыче нефти на шельфовом месторождении Кашаган.
Кашаган - крупнейшее месторождение в мире, открытое за последние десятилетия, и самый дорогостоящий мировой нефтяной проект - остановил производство в октябре 2013 года из-за утечки в трубопроводах. Разрабатывающий месторождение консорциум North Caspian Operating Company (NCOC) обещает начать промышленную добычу нефти во второй половине 2016 года, а к концу 2017 года выйти на максимальный уровень добычи - 370.000 баррелей в сутки.
Между тем министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев сообщил ранее на этой неделе, что Казахстан снизил прогноз добычи нефти на этот год до 74 миллионов тонн с 77 миллионов из-за падения мировых цен на сырье (Full Story).
Международные котировки нефти обрушились до минимальных значений за последние двенадцать лет, в среду североморская корзина Brent на Лондонской бирже торговалась по цене ниже $33 за баррель LCOc1.
В ОЖИДАНИИ КАСПИЙСКОЙ НЕФТИ
Несмотря на обвал мировых цен на нефть, гендиректор КТК рассчитывает, что обновленная инфраструктура Кашагана позволит начать поставки сырья по КТК уже в текущем году. Дополнительные объемы дадут Тенгизшевройл и Лукойл.
"На Кашагане, насколько мне известно, работы идут по плану, и до конца 2016 года мы ожидаем получить от них около 2,5 миллиона тонн", - делится планами гендиректор КТК.
Основным поставщиком нефти в КТК остается компания Тенгизшевройл, контролируемая американской Chevron CVX.N.
"Объемы добычи увеличивает также основной поставщик в систему КТК – Тенгизшевройл. Если в прошлом году он прокачал 26 миллионов тонн, то в этом году его заявка – уже 30 миллионов тонн", - сказал Брунич.
Кроме того, руководство КТК ожидает, что в нефтепровод начнет поступать нефть Лукойла с российского месторождения имени Филановского на каспийском шельфе.
"На сегодняшний день завершена подготовка всех объектов инфраструктуры на НПС Комсомольская для приемки нефти Лукойла с месторождения Филановского. Ожидаем, что до конца 2016 года в трубопроводную систему КТК будет поставлено до 1 миллиона тонн нефти", - говорит Брунич.
Гендиректор уточнил, что всего в КТК ожидается поставка порядка 45 миллионов тонн казахстанской нефти и около 6 миллионов тонн - российской.
Глава Лукойла Вагит Алекперов сообщил, что Лукойл запустит каспийское месторождение имени Филановского в конце августа - начале сентября 2016 года. (Full Story)
ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН
Брунич сказал, что все строительно-монтажные работы проекта будут завершены в сентябре 2016 года, а пуско-наладочные – в декабре.
В первом полугодии, после ввода в действие двух нефтеперекачивающих станций, пропускная способность КТК увеличится до 57-58 миллионов тонн нефти в год, сообщил Рейтер гендиректор.
На черноморском терминале в Южной Озереевке, конечной точке маршрута, все работы на морских и береговых сооружениях выполнены на 100 процентов, отметил Брунич.
По его словам, инфраструктура КТК готова к росту объемов нефтеперевалки.
"КТК уже сейчас может вести одновременную отгрузку двух нефтеналивных судов со скоростью до 24.000 тонн в час. Это даже больше, чем необходимо для перевалки 70 миллионов тонн нефти в год", - сказал гендиректор.
К осени 2016 года ёмкость резервуарного парка достигнет 1,0 миллиона тонн против 700.000 тонн в прошлом году.
ЭКОНОМИКА НЕ ПОДВЕЛА
Затраты на проект расширения КТК остались в рамках бюджета - $5,4 миллиарда, а долларовые тарифы обеспечили консорциуму экономию средств, говорит Брунич.
"Поскольку бюджет у нас составляется в долларах, тариф также определен в долларах, а контракты заключены в рублевых эквивалентах, то мы имеем дополнительный эффект экономии", - сказал гендиректор.
Он сообщил, что консорциум планировал вернуть долг акционерам за 2015 год в размере $1,050 миллиарда, а выплатил больше - $1,5 миллиарда, в том числе $530 миллиона было перечислено в бюджет РФ.
Магистральный трубопровод КТК соединяет месторождение Tengiz на западе Казахстана и ряд других с морским терминалом Южная Озереевка около Новороссийска.
Акционерами КТК являются Россия, которой принадлежит 31 процент, Казахстан (20,75 процента), Chevron CVX.N (15 процентов) и частные компании.
Глеб Городянкин, Алла Афанасьева
Reuters