Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/КТК: НАСТОЯЩЕЕ ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

КТК: НАСТОЯЩЕЕ ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В 2017 ГОДУ КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ ОТМЕТИТ 25-Й ЮБИЛЕЙ СО ДНЯ СВОЕГО ОСНОВАНИЯ.
ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Зарождение идеи проекта КТК можно отнести к 1987 году, когда Правительство СССР приняло решение о привлечении корпорации «Шеврон» к разработке месторождения «Тенгиз» в Казахстане. Уже тогда все участники переговоров, которые проходили на уровне союзных министерств, хорошо понимали: для транспортировки на внешний рынок нефти с этого месторождения потребуется новая экспортная трубопроводная система. Для решения этой задачи 17 июня 1992 года было подписано рамочное соглашение между Республикой Казахстан и Султанатом Оман о создании Каспийского трубопроводного консорциума. Через месяц, 23 июля 1992 года, с присоединением к cоглашению России началась история Каспийского Трубопроводного Консорциума.
Через четыре года в проект вошли восемь частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств. Участие ведущих мировых нефтегазовых компаний в проекте КТК не только обеспечило финансирование проекта, но и дало возможность применить современные технологии и оборудование, международные стандарты управления, проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепроводного транспорта.
Строительство 1,5-тысячекилометрового нефтепровода Тенгиз – Новороссийск началось 17 ноября 1999 года: в этот день в Ставропольском и Краснодарском краях в траншею уложили первые трубы. 22 ноября 2000 года в Резервуарном парке Морского терминала КТК состоялась торжественная церемония сварки «золотого стыка», знаменующая окончание укладки линейной части нефтепроводной системы Консорциума. А 28 ноября того же года на Морском терминале были завершены работы по установке выносных причальных устройств.
Свою операционную деятельность КТК начал 13 октября 2001 года. С тех пор Консорциум динамично и поступательно развивался и уже к середине 2004 года вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли 35 млн тонн в год.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАСШИРЕНИЕ
В 2011 году КТК приступил к реализации Проекта расширения пропускной способности нефтепровода Консорциума почти в два раза – до 67 млн т в год.  На 22 строительные площадки одновременно вышли 18 подрядных организаций. Подрядчикам была поставлена масштабная задача: заменить 88 км трубопровода, модернизировать пять существующих нефтеперекачивающих станций, оснастить Морской терминал КТК третьим выносным причальным устройством, построить шесть дополнительных резервуаров для хранения нефти объемом 100 тыс. м³ каждый и десять новых НПС на территории России и Казахстана.
Общее руководство и контроль над всеми работами по Проекту расширения на себя взял сам КТК, а технические функции по взаимодействию со строительными подрядчиками поручил трем управляющим компаниям крупных акционеров – дочерних обществ «Транснефти», «КазМунайГаза» и компании Chevron. Первые два приняли на себя управление строительством объектов соответственно в России и Казахстане, а Chevron занялся строительством дополнительных резервуаров на Морском терминале, всей морской частью и модернизацией систем связи и передачи данных, включая систему SCADA.
В апреле 2014 года завершилось выполнение первой фазы Проекта расширения КТК на территории России. В эксплуатацию было пущено модернизированное оборудование нефтеперекачивающих станций «Астраханская», «Комсомольская» и «Кропоткинская». В сентябре 2015 года были сданы и все объекты первой фазы Проекта расширения в Казахстане – НПС «Атырау» и на НПС «Тенгиз». Всего к концу 2015 года в эксплуатацию было введено 19 объектов Проекта расширения, из них 16 на территории России и 3 в Казахстане.
ПРИМЕР УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Сегодня КТК завершает вторую и третью фазу Проект расширения. В Казахстане в конце октября 2016 года начала работу А-НПС-4. Эта станция позволила увеличить мощность трубопроводной системы КТК для приема нефти с месторождения Кашаган. Также в Казахстане завершается строительство еще одной станции – А-НПС-3А, ее ввод намечен на второе полугодие 2017 года.
Осуществляется поэтапный ввод станций на территории России. Запуск А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области планируется в первом полугодии 2017 года, он позволит обеспечить мощность 52,5 млн тонн нефти. Затем будут сданы НПС-8 в Краснодарском крае, НПС-5 на Ставрополье. А последней на территории РФ в рамках Проекта расширения будет введена НПС-2. Она расположена в Республике Калмыкия и является самым удаленным от всех обжитых территорий объектом.  
С завершением Проекта расширения в 2017 году нефтепровод Тенгиз - Новороссийск станет одним из крупнейших в мире – настоящему взаимовыгодному партнерству не помеха ни высокая турбулентность на международных рынках, ни финансовые кризисы.
ТСР, 25 ноября 2016 года