КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

КТК: полный вперед

Консорциум завершает расширение мощности системы

КТК планирует до конца 2017 года завершить процесс расширения мощности системы до проектной, рассчитанной на прокачку нефти в объеме 67 млн тонн в год. По данным главы консорциума Николая Горбаня, на эти цели в текущем году будет потрачено $150 млн. Уже сейчас консорциум имеет возможность отправлять на экспорт до 650 судов с нефтью в год. Погрузка осуществляется с расположенных более чем в 5 км от берега выносных причальных устройств.

На данном этапе КТК завершает вторую и третью фазы проекта расширения. Об итогах прошедшего года и планах на текущий год рассказал журналистам на пресс-конференции в Москве 31 января Николай Горбань. Он отметил, что многое уже сделано, но 2017 год также будет богат на важные события для проекта. В качестве примера глава КТК привел поэтапный ввод станций А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области, запуск которых планируется в первом полугодии 2017 года. Это позволит довести пропускную способность системы до 52,5 млн т нефти в год. Затем будут сданы НПС-8 в Краснодарском крае, НПС-5 на Ставрополье. Последней на территории России будет введена НПС-2. Она расположена в Республике Калмыкия и является самым удаленным от обжитых территорий объектом.

Горбань напомнил, что в Казахстане в конце октября 2016 года начала работу А-НПС-4. Эта станция позволила увеличить мощность трубопроводной системы КТК для приема нефти с месторождения Кашаган. Также в Казахстане завершается строительство еще одной станции – А-НПС-3А, ввод которой намечен на второе полугодие 2017 года. Уникальность проекта расширения мощностей трубопроводной системы КТК состоит в том, что увеличение прокачки более чем в два раза осуществляется без приостановки работы самого трубопровода, отмечает Горбань. Поскольку, по его словам, поэтапное увеличение пропускной способности действующего трубопровода ведется за счет строительства новых объектов и применения новых технологий. После завершения проекта расширения КТК выйдет на ежегодные объемы транспортировки нефти в 67 млн т.

КТК в цифрах

Прибыль КТК в 2016 году выросла на 18%, до $237 млн, выручка компании составила $1,6 млрд, что на 7% больше, чем в 2015 году. Компания связывает такие результаты с увеличением объемов транспортировки нефти. В России компания потратит на уплату налогов за 2016 год 5,2 млрд руб. – против 4,3 млрд руб. годом ранее. Инвестиционная программа консорциума в 2017 году запланирована в размере $70 млн. Она включает противопожарные и модернизационные мероприятия.

В 2016 году в систему КТК было принято 44 млн 317,58 тыс. т. углеводородного сырья – это абсолютный рекорд годовой прокачки за всю историю деятельности консорциума. Из этого общего объема 40 млн 819,9 тыс. т – нефть казахстанских грузоотправителей, в том числе 803,4 тыс. т – нефть месторождения Кашаган. Российским грузоотправителям принадлежит 3,5 млн т нефти, в том числе 634,7 тыс. т с месторождения им. В. Филановского и 110,33 тыс. т с месторождения им. Ю. Корчагина, расположенных в акватории Каспия.

Погрузка из-под воды

Для перевалки такого количества сырья на морской терминал КТК под Новороссийском будет приходить до 650 танкеров в год (для сравнения: в 2016 году этот показатель составил 435 нефтеналивных судов).

Становиться под погрузку танкеры будут к одному из трех выносных причальных устройств (ВПУ). Это уникальная, не имеющая аналогов в России технология CALM (Catenary Anchor Leg Mooring), которая позволяет безопасно и в круглосуточном режиме осуществлять грузовые операции на крупнотоннажных танкерах без ограничения осадки и при отсутствии стесненных условий для маневрирования. Подключенные к подводным трубопроводам ВПУ расположены более чем в 5 км от берега, они специально спроектированы для морских условий и рельефа дна региона и способны выдержать самый сильный шторм из случавшихся в районе Новороссийска за последние 100 лет.

Из истории КТК

Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1511 км. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

 

В числе акционеров КТК — Россия, которой принадлежит 31% (в доверительном управлении ПАО «Транснефть» — 24% и «КТК Компани» — 7%).

Акционерами КТК также являются: Республика Казахстан (представлена «КазМунайГазом» — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

Свою операционную деятельность КТК начал 13 октября 2001 года, когда был загружен первый танкер на морском терминале близ поселка Южная Озереевка. Уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель пропускной способности первого этапа — 28,2 млн т. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки нефти, которые в 2010 году достигли 35 млн т в год.

В 2011 году КТК приступил к реализации проекта расширения пропускной способности. В апреле 2014 года завершилась первая фаза проекта на территории России. В эксплуатацию было запущено модернизированное оборудование нефтеперекачивающих станций «Астраханская», «Комсомольская» и «Кропоткинская». В сентябре 2015 года были сданы все объекты первой фазы проекта расширения мощностей в Казахстане — на НПС «Атырау» и НПС «Тенгиз». Всего к концу 2016 года в эксплуатацию было введено 20 объектов, из них 16 — на территории России и 4 — в Казахстане.

Путь успеха

Еремин Николай Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий Аналитическим центром научно-технического прогнозирования в нефтегазовой отрасли ИПНГ РАН

Проект КТК очень важен для РФ. С геополитической точки зрения КТК — это наглядный пример успешного международного сотрудничества в освоении новых регионов нефтедобычи на суше и на море как в России, так и в Республике Казахстан. С экономической точки зрения КТК — это самый надежный, высокорентабельный и экономически выгодный маршрут транспорта нефти с месторождений, разрабатываемых акционерами КТК. Акционеры КТК вложили в общей сложности более $5 млрд в строительство первой и второй очереди магистрального нефтепровода, из них более 65% приходится на сооружение инфраструктурных объектов на территории России. Динамичное развитие КТК дает возможность нефтегазовым компаниям вести промышленное освоение месторождений Северного Каспия, запертых, по сути, внутри материка.

Актуальным представляется в обозримом будущем необходимость дополнительного расширения мощностей нефтепровода КТК для российских нефтегазовых компаний, в том числе для акционеров КТК, так как перспектива расширения производства нефти на российских и казахстанских месторождениях Каспия и на суше очень благоприятная. В глубоководной части российского сектора Каспия «ЛУКОЙЛ» открыл 6 месторождений: Хвалынское, 170 км, им. Ю. Корчагина, Ракушечное, Сарматское и им. В. Филановского — с утвержденными запасами около 300 млн т нефти, с максимальной полкой ежегодной добычи нефти от 8—10 млн т. Запасы в объеме около 200 млн т нефти поставлены на баланс другими недропользователями, ввод их в разработку обеспечит дополнительно ежегодную добычу в объеме 6—8 млн т. Извлекаемые перспективные ресурсы нефти в Каспийском море оцениваются в 3,5 млрд т, перевод их в запасы позволит обеспечить добычу в краткосрочной перспективе в объеме 10—15 млн т. В конечном итоге в ближайшие годы можно ожидать выхода на максимальную полку добычи нефти в российском секторе на уровень 24—33 млн т.

Относительно перспектив разработки казахстанских месторождений на Каспии и в прилегающих районах. Накопленный объем добычи за короткий период разработки на Кашагане к 8 января 2017 года достиг 1 млн т. Как ожидается, ежегодная добыча нефти в 2017 году составит там 8—9 млн т, после завершения первого этапа освоения добыча вырастет до 19 млн т, а к 2024 году достигнет 23 млн т. В рамках северо-каспийского проекта будут введены в разработку месторождения Каламкас-море, Хазар, что позволит нарастить ежегодную морскую добычу на 3 млн т. На месторождениях на суше: к 2022 году ежегодная добыча нефти на месторождении Тенгиз после завершения работ в рамках интегрирован-ного проекта вырастет до уровня 39 млн т; ввод ТШО в разработку Королевского месторождения позволит дополнительно увеличить добычу до 5—6 млн т; на Карачаганаке к 2022 году планируется ввод в эксплу-атацию третьей технологической линии по производству жидких углеводородов, что позволит выйти на ежегодный уровень добычи в 14—15 млн т. Суммируя вышесказанное, можно ожидать, что ежегодная добыча нефти на Каспии и в прилегающих районах за счет значительных инвестиций, в том числе со стороны акционеров КТК, вырастет к 2022—2024 годам до уровня 104—119 млн т.

КТК не имеет разумной экономической альтернативы, так как он является составной частью интегрированных систем добычи, транспорта и переработки сырья акционеров КТК — международных, российских и казахстанских нефтегазовых компаний. Команда КТК — это редкий симбиоз не только политического, экономического, но и ежедневного технического взаимодействия специалистов из разных стран, обеспечи-вающих работоспособность трубопроводной системы — с применением лучших международных практик.

Особо хотелось бы отметить, что одновременно с ростом транспортных возможностей системы КТК растут и показатели уровня безопасности труда. Так, в январе 2017 года в двух подразделениях КТК (в Центральном и Западном регионах) отмечен показатель: 15 млн часов (в каждом), отработанных без травм. Повышаются требования к охране труда. Впечатляющие показатели достигнуты и по выплатам в федеральный и региональные бюджеты РФ и РК: более 5 млрд руб. и более 20 млрд тенге соответственно — по данным за 2016 год.

По мнению экспертов, в мире найдется мало терминалов, способных конкурировать с морским терминалом КТК в технической оснащенности и организации работы. Это подтверждается получением престижных премий на международных конкурсах. В 2015 году морской терминал КТК получил Гран-при конкурса Oil Terminal 2015.

Использование всех трех выносных причальных устройств позволило сократить время швартовки танкеров на шесть часов, что особенно важно в сложных осенне-зимних погодных условиях. Существенно была оптимизирована и схема проверки танкеров. Раньше подход представителей надзорных органов на судно разрешалось производить только при волне не более полутора метров, хотя сам танкер может грузиться при волне до трех метров. Теперь загруженный танкер может стоять на рейде, дожидаясь хорошей погоды для проведения инспекции, и это существенно ускорило процесс.

Готовясь к увеличению объемов перевалки нефти на нефтеналивные суда, консорциум в рамках проекта расширения мощностей построил шесть дополнительных резервуаров РВС-100000. Ввод в эксплуатацию этих объектов на морском терминале позволил получить запас резервуарной емкости для накопления нефти на случай неблагоприятных погодных условий, а также вывел резервуарный парк КТК в число крупнейших в России: общая вместимость резервуарного парка консорциума под Новороссийском теперь составляет 1 млн т нефти.

Морской терминал — центр управления

Морской терминал КТК – это не только мощный нефтетранспортный узел, но и главный центр управления (ГЦУ) всей трубопроводной системой Тен-гиз – Новороссийск. Отсюда можно управлять насосами, задвижками и другим технологическим оборудованием на всем протяжении системы КТК как в России, так и в Казахстане.

В диспетчерской ГЦУ имеются три консоли. За консолями находятся три диспетчера – двое контролируют работу линейной части нефтепровода от Тенгиза до Новороссийска, а третий отвечает за эксплуатацию резервуарного парка и отгрузку танкеров.

Данные на мониторах диспетчеров – вне зависимости от расстояния между объектом и центром управления – обновляются ежесекундно. Реконструированное помещение ГЦУ оснащено новым оборудованием, включая систему оперативного контроля и сбора данных SCADA. Благодаря проведенной модернизации скорость передачи информации по трассе возросла в 25 раз. Обновленная система располагает 200 тыс. датчиков (против 80 тыс. в 2010 году). Удвоилось и количество программируемых логических контроллеров – их стало 500.

Увеличение мощности — рост выручки

В настоящее время консорциум уже располагает мощностями в 52 млн т в год. План прокачки на 2017 год, по данным компании, составляет 65 млн т – в соответствии с заявками потребителей. В частности, на казахстанских производителей придется 54 млн т, в том числе на Кашаган – 11 млн т, на российских – 11 млн т, в том числе на месторождения Филановского и Корчагина – 5,4 млн т.

Существенный рост объемов перекачки благоприятно отражается на выручке консорциума и на темпах выплат долга акционерам. «У нас есть заем перед акционерами, он не связан с проектом расширения. После его полного погашения мы планируем приступить к выплате дивидендов», – сказал Горбань.

В 2015 году КТК выплатил акционерам $1,5 млрд. В 2016 году на эти цели направлено $1,2 млрд, хотя было запланировано $1 млрд. В текущем году планируется погасить $1,25 млрд. Однако в случае получения дополнительной прибыли консорциум может увеличить объем запланированных на 2017 год выплат акционерам, говорит глава компании.

Исходя из принятой финансовой модели, полное погашение задолженности КТК перед акционерами, которая по состоянию на 31 декабря 2016 года составляла $4,49 млрд, ожидается в 2020 году.

В КТК отмечают, что участие ведущих мировых нефтегазовых компаний в проекте КТК не только обеспечило финансирование проекта, но и дало возможность применить современные технологии и оборудование, международные стандарты управления, проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепроводного транспорта.

Елена Забелло

Oil & Gas Journal, Март 2017