Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Евгений Петрушин: «Охрана морских объектов КТК – это не прогулка на яхте»

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Евгений Петрушин: «Охрана морских объектов КТК – это не прогулка на яхте»

Морской терминал Каспийского Трубопроводного Консорциума в Южной Озереевке близ Новороссийска – особо охраняемый объект. По факту здесь проходит невидимая граница нашего государства, а она должна быть на замке. Об этом и многом другом в интервью с руководителем Службы безопасности КТК Е. Б. Петрушиным.

– Евгений Борисович, каким образом КТК обеспечивает безопасность своего Морского терминала?

– Вопрос, конечно, комплексный. В первую очередь надо сказать, что мы работаем исключительно в рамках действующего российского и международного законодательства, а также жестких требований пограничников. Кстати, терминал КТК по морской терминологии называется Зоной транспортной безопасности на акватории 670-го района морского порта Новороссийск. Перечень же нормативных документов, регламентирующих производственную и иную деятельность в этом районе, очень широк. Помимо законов, конвенций, правительственных Постановлений, есть еще местные локальные нормативные акты.

Например, еще в 2009 году было издано Распоряжение капитана морского порта Новороссийск «О мерах охраны акватории морского порта Новороссийск от актов незаконного вмешательства». Этим распоряжением на руководителя объекта транспортной инфраструктуры или портового средства возложена обязанность по обеспечению охраны на участках акватории порта Новороссийск и прилегающих к объектам инфраструктуры, а также зон транспортной безопасности. Соответственно для КТК это - сам Морской терминал, его выносные причальные устройства и акватория.

Мы постоянно следим за обстановкой в акватории, прилегающей к нефтяному терминалу КТК. Для этого круглосуточно работают, как говорится, специально обученные люди – специалисты по морской транспортной безопасности КТК.

– В чем заключается их работа?

– Как я уже сказал, работают они круглосуточно, в несколько смен, патрулируют район в зоне своей ответственности на маломерном патрульном катере. На каждом патрульном катере несет дежурство специалист по морской транспортной безопасности КТК совместно со стрелком ФГУП «УВО Минтранса России». Катер патрулирует район в соответствии с фактической погодой.

Их задача – внимательно наблюдать!!! Другими словами - обеспечить безопасность в своей зоне, не допустить проникновения посторонних лиц, судов, плавательных средств и посторонних предметов в районе выносных причальных устройств КТК, через которые грузится нефть на танкеры. Этих устройств у нас целых три. При этом находятся они на удалении более 5 километров от берега. Также патрули осматривают гавань вспомогательных судов в районе нашего терминала.

В ходе дежурства экипаж постоянно находится на связи с оперативным дежурным СБ. Помимо подразделений охраны и эксплуатации на Морском терминале КТК наш патруль взаимодействует с правоохранительными органами, службой капитана порта, а также с судами, осуществляющими технологическое взаимодействие в охраняемой зоне.

Все действия экипажа в случае обнаружения несанкционированной активности в акватории 670 района строго регламентированы. Они незамедлительно реагируют если видят пловцов, признаки движения аквалангиста или обнаруживают посторонние суда и предметы, двигающиеся в направлении зоны транспортной безопасности. Так что эта работа – не морская прогулка.

– Как решается в СБ КТК кадровый вопрос? Много ли претендентов на должности тех же специалистов транспортной безопасности? Какие требования предъявляются к будущим сотрудникам?

– Кадрового голода у нас нет, желающих стать сотрудником Компании - очень много. Кто имеет шанс работать в штате СБ? В первую очередь это люди, имеющие за плечами опыт работы в силовых структурах, связанных с управлением боевыми кораблями, несущими службу по защите территориальных вод.

Они должны обладать знаниями оперативной обстановки на участке морского порта Новороссийск. Уметь организовать эффективное оперативное взаимодействие с правоохранительными органами, задействованными в обеспечении законности на морских рубежах. И что особенно важно - знать порядок обращения с информацией ограниченного доступа.

Эти сотрудники должны иметь высшее военное или высшее юридическое образование, практический опыт управления маломерными судами, причем не менее 10 лет. Такой специалист должен иметь удостоверение на право управления маломерным судном, выданное Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ, а также уметь проводить техническое обслуживание маломерных судов, использовать навигационное оборудование, технические средства контроля и средства радиосвязи.

– То есть вчерашний капитан прогулочных яхт морского класса или организатор морской рыбалки вряд ли сможет работать на таких должностях? Они ведь в море тоже не случайные люди.

– У разных людей разное профессиональное прошлое. Конечно, бывает, что и после службы в силовых структурах люди различными видами деятельности могут заниматься… Уточню, что помимо наличия удостоверений и прошлого в погонах, а также знаний по обеспечению безопасности на портовом средстве и безопасности мореплавания, этот специалист должен не только знать, но и уметь применять на практике федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности и безопасности объектов ТЭК. Судите сами, может ли вчерашний капитан прогулочной яхты соответствовать этим требованиям? Вряд ли…

Наш специалист обязан понимать, как строится защита объекта от актов незаконного вмешательства, знать организацию работы технических средств обеспечения транспортной безопасности, владеть алгоритмом организации взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов и охраны,

Он также должен уметь взаимодействовать с судами, осуществляющими технологическое взаимодействие с нами, понимать роль каждого участника процесса в обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности.

У КТК есть правило – безопасность превыше всего! И это касается не только обеспечения охраны труда и отсутствия производственного травматизма – это еще и обеспечение физической, антитеррористической и информационной безопасности объектов. Поэтому случайных специалистов тут нет, все проходят жёсткий отбор.

– Какими личными качествами должен обладать такой сотрудник?

– Служба у специалиста транспортной безопасности весьма напряженная. Работа связана с длительным нахождением в море. Это требует личной дисциплины, трудолюбия, терпения.

Человек должен быть ответственным за порученное дело!!!

Каждый выход в море требует от наших сотрудников предварительной подготовки, в которую входит в том числе инструктаж постов охраны, непосредственно задействованных в патрулировании акватории.

Ведь это не прогулка на рыбалку. Море не терпит ошибок при выполнении задач по защите объекта и танкера, находящегося на погрузке опасного груза.

– Проводите ли вы какие-либо учения? Во взаимодействии с кем?

– Ну конечно, проводятся такие учения, ежеквартально, как минимум. Это часть нашей работы. Мы проводим не только учения, но и тренировки сил обеспечения безопасности на Морском терминале КТК.

Правоохранительные органы в ходе таких мероприятий осуществляют так называемые пуски учебных нарушителей. Проверяют реагирование наших специалистов и другими способами, в ходе которых оцениваются действия всех постов охраны, морских патрулей и пункта управления силами обеспечения транспортной безопасности.

Причем проведение таких учений предусмотрено рядом федеральных законов в сфере транспортной безопасности и безопасности объектов ТЭК, а также специальным постановлением Правительства РФ. Также у нас есть два внутренних нормативных документа: «План обеспечения транспортной безопасности МТ» и «План проведения учений и тренировок на объектах Морского терминала».

Надо сказать, что в нашем регионе полиция, транспортная прокуратура, федеральные органы исполнительной власти ведут постоянный контроль того, как реализуются меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов Морского терминала КТК. При этом особое внимание уделяется акватории 670-го района.

– Кто осуществляет надзор по вопросам транспортной безопасности?

– Государственный контроль и надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. Это также регламентировано законом.

На Морском терминале ежегодно проводится плановая проверка специалистами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу (Ространснадзор).

Необходимо отметить, что, поскольку Морской терминал является объектом ТЭК и пунктом пропуска через государственную границу, он подлежит ежегодной плановой проверке Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю и ежеквартальным проверкам комиссий других государственных контролирующих органов.

– В чем отличие Морского терминала АО «КТК-Р» (МТ) от других объектов транспортной инфраструктуры России?

– В том, что МТ имеет зону транспортной безопасности в акватории морского порта, где расположены выносные причальные устройства. Они, в свою очередь, являются пределом границ морского пункта пропуска через государственную границу «Южная Озереевка». В указанных границах Служба безопасности МТ реализует контрольно-пропускной режим.

– Вы упомянули План обеспечения транспортной безопасности Морского терминала. Это что за документ и с кем он согласован или кем утвержден?

– План и порядок его реализации утверждены руководителем Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта.

В частности, планом предусмотрены меры обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в зонах расположения наших трех ВПУ силами патрульного катера. В связи с этим, с учетом выполняемых задач к профессионализму его экипажа предъявляются повышенные требования.

- Ваших специалистов по транспортной безопасности как-то аттестуют дополнительно или образования и опыта хватает?

Конечно аттестуют. Образование и опыт – это базовые величины. Аттестация нужна, чтобы допустить человека до работы на объекте.

Более того, все специалисты службы безопасности терминала подлежат обязательной аттестации. Это предусмотрено федеральным законом «О транспортной безопасности» и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

- В чем она заключается?

Она заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков сотрудников, их личностных качеств, уровня физической подготовки требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности.

По результатам аттестации принимается решение о допуске того или иного специалиста к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении его от выполнения такой работы.

Все наши новые сотрудники, в соответствии с требованиями законодательства, обязаны проходить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

Именно для того, чтобы выполнить требования законодательства, руководством КТК было принято решение о создании в штатном расписании АО «КТК-Р» должности «Специалист по морской транспортной безопасности». Сотрудники данного направления не только управляют патрульным катером, но и делают все то, о чем мы говорили – одним словом – обеспечивают безопасность на объекте.

Для справки:

КТК реализует серьезный комплекс мер для обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Морской терминал – «Рейдовый нефтяной терминал» АО «КТК-Р» в целях защиты своих производственных мощностей от актов незаконного вмешательства. При этом Консорциум руководствуется целым рядом документов. Среди них: требования главы XI-2 СОЛАС-74 (Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, от англ. SOLAS – Safety of Life at Sea), Кодекс охраны судов и портовых средств, резолюция Комитета по безопасности на море A.857(20) от 27.11.1997 г. «Руководство по службам движения судов», Федеральный закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановление Правительства России от 16.07.2016 г. № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» и ряд других.

Новороссийский рабочий, 22 июня 2017 года