Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/КТК: надежность проверена временем

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

КТК: надежность проверена временем

Накануне Дня нефтяника «НР» впервые так подробно рассказывает о деятельности Каспийского Трубопроводного Консорциума в нашем городе. Надежность этого международного проекта, один из главных принципов которого экологическая безопасность, проверенная временем. При строительстве нефтепроводной системы на мероприятия, связанные с защитой окружающей среды, было потрачено более 12 процентов бюджета.

Осуществляемые в рамках социальной деятельности компании мероприятия лучше любых слов говорят о серьезном отношении компании к вопросам устойчивого социально-экономического развития Новороссийска и соблюдению интересов населения города. КТК с самого начала своей деятельности на регулярной основе оказывает помощь инвалидам, ветеранам, детям-сиротам, другим незащищенным слоям населения, реализует многочисленные проекты по поддержке и развитию образования, здравоохранения и социально-культурной сферы, а также инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в районах прохождения магистрального нефтепровода.

Терминал - победитель

Морской терминал в Южной Озерейке – уникальный и высокотехнологичный объект. Место для его строительства выбиралось тщательно в процессе скрупулезных изысканий, проводившихся с привлечением авторитетных профильных экспертов. Основной задачей в ходе проектирования и строительства было создание мощного узла налива танкеров с высоким запасом производственной надежности и экологической безопасности. Она была решена с применением технологии удаленной загрузки танкеров в море при помощи двух выносных причальных устройств (ВПУ).

ВПУ – это плавающий в открытом море буй, закрепленный к морскому дну при помощи шести многотонных самозасасывающихся якорей. По дну к нему подведен нефтепровод. Пришвартовываясь к ВПУ, танкер с помощью гибких шлангов подключается к трубопроводу. Во время загрузки судно свободно вращается вокруг буя под действием ветра и течения. На сегодняшний день система загрузки танкеров через ВПУ является наиболее безопасной и используется в 39 портах мира. Морские буи проектируются и производятся индивидуально под каждый регион и рельеф дна. Те, что применены под Новороссийском, способны выдержать самый сильный шторм, зафиксированный в районе в течение последних 100 лет.

4 февраля 2014 года в рамках Проекта расширения КТК ввел в коммерческую эксплуатацию третье выносное причальное устройство, имеющее более совершенную конструкцию. Многоступенчатая система предотвращения возможных утечек нефти позволяет облегчить проведение грузовых операций крупнотоннажных судов и минимизирует риск аварий на море, а специфическая турельная конструкция способствует более безопасному проведению работ по техническому обслуживанию объекта.

Качественная работа Морского терминала обеспечивается автоматизацией процессов, надежностью всех систем, а также работой высококвалифицированного персонала. Все этапы транспортировки нефти, ее загрузки в танкеры, равно как и сопутствующие операции, четко отлажены и находятся под круглосуточным наблюдением диспетчеров компании.

На протяжении всего периода эксплуатации нефтепровода терминал консорциума работал как хорошо отлаженный механизм. Построенный с использованием современных технологий и оборудования, он трижды становился лауреатом международной премии «Нефтяной терминал», в номинациях «Лучшая технологическая оснащенность», «Надежный партнер» и «Стабильность». Премия учреждена с целью определения достижений нефтяных терминалов России, СНГ и Западной Европы в различных сферах их деятельности. Церемония награждения проводится раз в три года.

Главным показателем бесперебойной работы является тот факт, что на сегодняшний день с начала эксплуатации нефтепровода на Морском терминале без единой аварии было отгружено более 365 миллионов тонн нефти.

Историческая справка

17 июля 1992 года Республика Казахстан и Султанат Оман подписали рамочное соглашение о строительстве магистрального трубопровода с целью транспортировки на мировые рынки углеводородов, добываемых на территории Западного Казахстана. Этот день стал датой рождения КТК. Через месяц к участникам присоединилась Россия, а в 1996 году в проект вошли 8 частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств.

Заполнение трубопровода казахстанской нефтью началось в июле 2001 г., а 13 октября того же года КТК уже загрузил первый танкер на Морском терминале вблизи поселка Южная Озерейка. Через три года нефтепроводная система консорциума вышла на проектную мощность первого этапа в 28 млн тонн в год, и через два года была отгружена 100-миллионная тонна нефти. 26 июня 2013 года на Морском терминале КТК в безаварийном режиме был загружен 3000-ный танкер с начала эксплуатации нефтепроводной системы.

Сегодня Каспийский Трубопроводный Консорциум с годовым объемом экспорта более 30 млн тонн является важнейшим маршрутом транспортировки нефти в Каспийско-Черноморском регионе. Ведутся работы по расширению пропускной способности нефтепроводной системы, по завершении которых нефтепровод сможет перекачивать до 67 млн тонн нефти в год.

Международные стандарты работы КТК

При осуществлении своей деятельности консорциум учитывает все требования законодательства России и Казахстана. Политика акционеров компании и структура ее управления позволяют внедрять наиболее передовые международные достижения в сфере охраны труда и экологии.

В 2009 году КТК успешно прошел сертификационный аудит собственной системы экологического менеджмента по международному стандарту ISO 14001:2004. В 2010 году система управления вопросами охраны здоровья работников и производственной безопасности КТК была сертифицирована по стандарту BS OHSAS 18001:2007. В декабре 2012 года КТК прошел сертификацию Системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Полученный Сертификат означает международное признание консорциума как компании, в которой управление качеством, а также квалификация и компетентность персонала, производственная инфраструктура и применяемые технологии находятся на высоком уровне.

КТК, осознавая свою ответственность, самого начала деятельности был нацелен на реализацию одного из основных приоритетов – максимальное снижение антропогенного воздействия на окружающую среду и обеспечение всех существующих норм природоохранительного и санитарного законодательств России и Казахстана. Добиться этого позволяют новейшие технологические решения, применяемые консорциумом: выносные причальные устройства, «отодвинувшие» погрузку в море, далеко от жилых построек, резервуары для хранения нефти с «плавающими» крышами, обеспечивающими подавление выбросов паров сырья на 99,9% по сравнению с обычными стационарными крышами, использование в электрогенераторах турбин с устройством подавления образования оксидов азота. Все имеющиеся стоки от оборудования и трубопроводов выведены в системы закрытого дренажа, соединенные с мощными современными высокотехнологичными очистными сооружениями Морского Терминала.

В компании разработана и реализуется обширная программа производственного экологического мониторинга. Для контроля, оперативного обнаружения возможных утечек и экстренного реагирования на них внедрена уникальная система автоматического отслеживания всех этапов технологических процессов транспортирования и погрузки нефти в танкеры, обеспечивающая экологически безопасное функционирование нефтепроводной системы КТК. В непогоду диспетчер по наливу снижает скорость погрузки танкера, что позволяет ему плавно распределить поступающую нефть по грузовым отсекам, благодаря чему выбросы инертного газа через внешние колонки – мастрайзеры – минимальны, а чаще всего совсем отсутствуют.

Во всех регионах прохождения трассы магистрального нефтепровода регулярно проводятся учения по ликвидации аварийного разлива нефти, которые позволяют на практике отработать взаимодействие персонала компании, МЧС и всех подрядных организаций и убедиться, что приняты все необходимые меры для защиты местного населения и окружающей среды в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Не останавливаясь на достигнутом

С учетом всех примененных природоохранных решений и при регулярном производственном экоаналитическом контроле и контроле со стороны надзорных органов, Морскому терминалу были установлены нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). За все время работы терминала ни на границе установленной санитарно-защитной зоны, ни у ближайшей жилой зоны случаев превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха (0.8 ПДК м.р.) ни по одному из загрязняющих веществ, выделяющихся от источников Морского Терминала, зафиксировано не было

Тем не менее, осознавая тревогу жителей в связи с постоянно возрастающей экологической нагрузкой на регион, КТК стремится к совершенствованию своей деятельности в области экологической безопасности. В 2012 году Морской терминал консорциума был переведен на внешнее электроснабжение – самый экологически чистый вид энергоснабжения. В результате замены турбогенераторов на источник электричества уже в 2013 г. валовый годовой выброс от источников МТ уменьшен более чем на 70%, или в 2,5 раза по сравнению с прошлыми периодами.

Стоит отметить, что регулярно проводимый экологический контроль выбросов в воздухе установленной санитарно-защитной зоны и близлежащих территорий фиксирует полное соответствие гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и нормативам ПДВ, установленным в России Кроме того, сокращаются вредные и трудно регулируемые, по мнению экологов, автотранспортные выбросы - оксиды азота, диоксид серы, сажа, оксиды углерода и углеводороды. Это дает основания утверждать, что воздействие источников выбросов Морского Терминала на атмосферный воздух не только находится в нормативных пределах, но и практически отсутствует.

Расширение нефтепроводной системы означает и расширение требований экологической и промышленной безопасности компании, увеличение ее обязательств в этой сфере, и КТК к ним готов.

Вместе с городом

Направления благотворительной деятельности, которая имеет прозрачный и адресный характер, КТК координирует с властями города.

Уже традиционными стали благотворительные программы: «КТК – ветеранам» (подарки ветеранам), «КТК – первоклассникам» (приобретение школьных рюкзаков и комплектов канцелярских принадлежностей для первоклассников из малообеспеченных семей), «Новогодние и рождественские праздники вместе с КТК» (театрализованные представления и подарки для детей и престарелых граждан, находящихся в социальных учреждениях).

С 2000 по 2014 годы в городе Новороссийске, а также в поселках Южная Озереевка и Северная Озереевка, Васильевка, Глебовка, Абрау-Дюрсо, расположенных вблизи Морского терминала и Резервуарного парка КТК, были реализованы социальные проекты на сумму более 400 млн рублей.

Только за последние годы для обновления изношенного автобусного и троллейбусного парка муниципального транспорта города Новороссийска Консорциум подарил городу 6 троллейбусов, 18 городских рейсовых автобусов МАЗ, специализированную мобильную технику для поддержания в нормативном состоянии муниципальной инфраструктуры и общественных городских территорий, а также школьные автобусы для учащихся Глебовской сельской школы.

При финансовой поддержке компании построены дома ночного пребывания «Милосердие», пожарная станция, восстановлена насосная станция и проложен водовод в пос. Глебовка. Перечислены денежные средства для пострадавших от стихийных бедствий в 2002 и в-2012 гг.

В течение десяти лет с начала эксплуатационной деятельности консорциума медицинские учреждения города Новороссийска получили свыше 100 000 000 рублей на приобретение современного медицинского высокотехнологичного лабораторного, диагностического и операционного оборудования, что позволило врачам спасти не одну жизнь.

На поддержку образовательной и культурной сфер было выделено свыше 50 млн рублей. Образовательные и культурные учреждения города и близлежащих поселков получили в подарок от КТК интерактивное учебное оборудование, компьютерную технику, современную школьную мебель, технологическое оборудование. Для общеобразовательной школы № 31 в с. Глебовском была построена современная спортивная площадка с искусственным травяным покрытием. В настоящее время идет строительство детского садика на 160 мест, стоимость которого составит еще около 140 млн. рублей.

Уже пятнадцать лет КТК работает в Новороссийске. На протяжении всего этого времени сотрудничество компании и города было плодотворным. Новороссийск, со своей стороны, является не только базой для важного производственного объекта, но и источником рабочих кадров. Более 500 жителей города работает в КТК или структурах его подрядных организаций. Хочется верить, что это взаимовыгодное сотрудничество продлится еще не одно десятилетие.

С праздником, дорогие нефтяники! Новых вам трудовых свершений на благо компании и города! Пускай не иссякнут силы в руках и нефть в подземных кладовых!

Новороссийский рабочий