Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Николай Горбань: Мы внимательно изучаем и принимаем на вооружение только лучший мировой опыт

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Николай Горбань: Мы внимательно изучаем и принимаем на вооружение только лучший мировой опыт

Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) – оператор трубопроводной системы Тенгиз-Новороссийск протяженностью 1511 км, которая транспортирует нефть от прикаспийских месторождений Казахстана, а также сырье, поступающее в систему на территории России, до собственного Морского терминала в поселке Южная Озереевка под Новороссийском. За полтора десятилетия эксплуатации нефтепровода КТК стал одним из важнейших международных инвестиционных проектов в области транспортировки энергоресурсов с участием России, являясь самым надежным и коротким путем транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Показателен такой факт – сегодня КТК прокачивает две трети всей экспортной нефти Казахстана.

О том, что представляет собой КТК сегодня, какое значение имеет реализуемый компанией Проект расширения для увеличения добычи нефти в регионе, какие задачи стоят перед коллективом Консорциума, Агентство ФинЭк попросило рассказать Генерального директора КТК Николая Горбаня.

 

- В 2016 году Каспийский Трубопроводный Консорциум отмечает 15-летие со дня отгрузки первого танкера на Морском терминале под Новороссийском. Какой путь прошел Консорциум за эти годы. С какими показателями встречает свой юбилей?

- Действительно, 15 лет назад – 13 октября 2001 года на Морском терминале под Новороссийском КТК осуществил загрузку первого танкера. Объемы нефти, сдаваемой в трубопровод Тенгиз - Новороссийск, ежегодно увеличивались, и уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли значения в 35 млн тонн в год.

В настоящий момент в связи с вводом в эксплуатацию дополнительных объектов Проекта расширения КТК пропускная способность нефтепровода достигла 52 млн тонн нефти в год. В 2015 году объемы транспортировки нефти по нефтепроводу составили почти 43 млн тонн нефти, из которых около 38 млн тонн – нефть казахстанских грузоотправителей и почти 5 млн тонн – российская нефть. В прошлом году от Морского терминала в рейс отправилось более 400 нефтеналивных судов. В 2016 году мы ожидаем новый рекорд отгрузки – увеличения до 500 танкеров.

- Что представляет собой Проект расширения? Какой мощности достигнет трубопроводная система КТК после завершения всех работ?

- Еще при строительстве первой очереди нефтепровода КТК в проект были заложены возможности для расширения магистрали. Проект расширения реализуется тремя фазами для выхода на проектную мощность – 67 млн тонн, а с применением антифрикционных присадок – до 76 млн тонн. Уникальность Проекта расширения трубопровода КТК заключается в том, что увеличение его мощности более чем в два раза осуществляется без приостановки работы самого трубопровода. Поэтапное увеличение пропускной способности действующего трубопровода осуществляется за счет строительства новых объектов и применения новых технологий. В настоящий момент в эксплуатацию введено 19 объектов, из них 16 на территории России и 3 – в Казахстане. Заменены 88 км участка трубопровода на трубу большего диаметра, модернизированы пять нефтеперекачивающих станций, завершается строительство 10 новых НПС и увеличение резервуарной емкости Морского терминала до одного миллиона тонн.

На полную проектную мощность Консорциум планирует выйти во втором полугодии 2017 года. В России к началу следующего года планируется полностью завершить комплексные испытания и обеспечить готовность к вводу в эксплуатацию нефтеперекачивающих станций А-НПС-4А и А-НПС-5А (Астраханская область), НПС-2 (Республика Калмыкия), НПС-5 (Ставропольский край), НПС-8 (Краснодарский край). В Казахстане завершается строительство двух станций: А-НПС-4 будет введена в эксплуатацию в ноябре 2016 года, а что касается А-НПС-3А, то ее комплексное опробование намечено на декабрь 2016 года, что позволит ввести станцию в эксплуатацию в первом полугодии 2017 года.

- КТК – это крупная международная компания, насчитывающая 11 акционеров – «Транснефть», «КазМунайГаз», «ЛУКОЙЛ», Chevron, Shell, ExxonMobil, Eni и др. Насколько сплочено им удается работать на общий результат?

- Все результаты деятельности Консорциума, о которых я говорил, получены путем совместных усилий акционеров, руководства и коллектива консорциума. Мы внимательно изучаем и принимаем на вооружение лучший опыт наших партнеров по всему миру, используем инновационные технологии. В частности, КТК применяет лучшие мировые практики в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, а также неукоснительно выполняет требования российского законодательства. Ежегодно мы проводим Дни безопасности, причем не только для своего эксплуатационного персонала, но и для подрядных организаций. Например, в августе 2016 года такой День безопасности проходил в Астрахани.

Заметны успехи консорциума и в области повышения экологической безопасности. Достаточно сказать, что, несмотря на значительный рост объемов перекачки нефти по трубопроводу, удельные экологические платежи все время снижаются.

- Очевидно, что увеличение мощности нефтепровода – это и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в государственные и региональные бюджеты России и Казахстана. Какое еще влияние на социально-экономическое развитие регионов оказывает консорциум?

- С первого дня существования консорциума КТК и в России, и в Казахстане последовательно реализует крупные социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта и других сфер. Так, общая сумма средств, выделяемых в рамках Проекта расширения на территории России – свыше 1,5 млрд руб., на территории Казахстана – свыше 3,7 млрд тенге. Всего же за годы своей благотворительной деятельности консорциум вложил в развитие российских регионов более 2,5 млрд руб., казахстанских – около 3,4 млрд тенге.

Мы убеждены: высокий уровень социальной ответственности – это неотъемлемая черта современного бизнеса и каждое предприятие обязано вносить вклад в улучшении жизни людей на территории своей деятельности.

 

Павел Кретов

Агентство ФинЭк