Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Рекорды надежности и безопасности

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Рекорды надежности и безопасности

В октябре 2016 года исполняется 15 лет операционной деятельности Каспийского трубопроводного Консорциума (КТК), эксплуатирующего трубопроводную систему Тенгиз-Новороссийск. Сегодня это не только самый короткий, но и самый надежный маршрут транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Эксплуатационная надежность трубопроводной системы КТК составляет 98% при 90–95% среднемировой. О том, как международный консорциум добился подобных показателей и стал мировым рекордсменом по надежности эксплуатации трубопроводной системы, нашему изданию рассказал Генеральный директор Консорциума Николай Горбань.
– Николай Николаевич, 15 лет назад КТК совершил первую отгрузку нефти на Морском терминале под Новороссийском. Какими были эти полтора десятилетия для Консорциума?
– Безусловно, это годы быстрого и поступательного развития. За полтора десятилетия эксплуатации трубопроводной системы Каспийский консорциум стал одним из важнейших международных инвестиционных проектов в области транспортировки энергоресурсов с участием иностранного капитала на территории России и Казахстана.
Первая отгрузка танкера на морском терминале КТК состоялась 13 октября 2001 года. А уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли значения в 35 млн тонн в год.
На текущий момент общая пропускная мощность КТК выросла до 52 млн тонн нефти в год. Это стало возможным за счет ввода в эксплуатацию новых объектов Проекта расширения КТК. Динамичное наращивание возможностей трубопроводной системы по транспортировке сырья позволяет доставлять на Морской терминал под Новороссийском все новые и новые объемы черного золота. В 2015 году на танкера было перевалено 42,8 млн тонн, в 2016-м ожидается, что этот показатель увеличится до 45,8 млн тонн. В 2017 году, после завершения всех работ, пропускная способность магистрали достигнет 67 млн тонн нефти в год, а с применением антифрикционных присадок – до 76 млн тонн.
– Как увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК и ввод в эксплуатацию новых объектов отражается на показателях надежности, экологической и промышленной безопасности Консорциума?
– Новые объекты дали возможность значительно повысить надежность эксплуатации трубопроводной системы. Важным событием в производственной жизни КТК стал переход на новую, высокоэффективную систему управления процессами транспортировки нефти, в которой применены все последние мировые наработки, позволяющие максимально исключить «человеческий фактор». Широко применяется повышающие надежность трубопровода оборудование, такое как системы безударного пуска и сглаживания волн давления, и так далее.
Применение самых передовых технологий сочетается с работой по укреплению кадров – мы регулярно проводим тренинги и учения, создаем условия для того, чтобы наши сотрудники повышали свою квалификацию.
Заметны успехи Консорциума и в области повышения экологической безопасности. Достаточно сказать, что, несмотря на значительный рост объемов перекачки нефти по трубопроводу, удельные экологические платежи все время снижаются. В прошлом году КТК в очередной раз успешно прошел ресертификацию системы экологического менеджмента предприятия на соответствие требованиям стандарта ISO 14001:2004.
Мы гордимся тем, что с первого дня эксплуатации объектов КТК ни на сушу, ни на воду не было пролито ни капли нефти.   
– Какие задачи пришлось решать коллективу КТК в связи с реализацией Проекта расширения консорциума?
– Расширение пропускной способности трубопроводной системы КТК – это масштабный и уникальный строительный проект. Его уникальность заключается в том, что увеличение мощности трубопроводной магистрали более чем в два раза осуществляется без приостановки работы самого трубопровода. Поэтапное увеличение пропускной способности действующего трубопровода обеспечивается за счет строительства дополнительных объектов и применения новых технологий.
На пике работ на всем протяжении магистрали от Тенгиза до Новороссийска вместе с управляющими компаниями, подрядчиками и группами по обеспечению бизнеса было задействовано более 7 тыс. человек. К настоящему моменту головные морские сооружения Консорциума пополнились третьим выносным причальным устройством. Заменены 88 км участка трубопровода на трубу большего диаметра, модернизированы пять нефтеперекачивающих станций, завершаются строительство 10 новых НПС и увеличение резервуарной емкости Морского терминала до одного миллиона тонн.
– Как было сказано, расширение пропускной способности магистрали ведется без приостановки работы самого трубопровода. Какие дополнительные меры были предприняты для обеспечения безопасности работников при проведении строительно-монтажных работ на действующей нефтяной артерии?
– Являясь международным консорциумом, КТК применяет лучшие мировые практики в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, а также неукоснительно выполняет требования российского законодательства. Более пяти лет назад в КТК была запущена Программа безопасного производства. Специально обученные «полевые наставники» заботятся о том, чтобы выбор в пользу безопасного производства стал осознанным для каждого работника.
В 2013 году введена в действие Программа наблюдений за потенциально опасными действиями, условиями труда. Она дала возможность добиться прямой связи рабочих строительных площадок и руководителей всех уровней - любой сотрудник может донести проблемные вопросы до сведения начальника. Кроме того, каждый работник на строительной площадке КТК обладает знаниями и навыками по оценке рисков на месте производства работ и по правильному планированию деятельности с учетом выявленных рисков. Сотрудники постоянно поощряются за участие в создании безопасных условий труда. Так, более 3 тыс. человек награждено за безопасное производство работ в период с 2011 по 2015 годы.
Также в рамках данной политики КТК ежегодно проводит Дни безопасности, причем не только для своего эксплуатационного персонала, но и для подрядных организаций. В этом году такой День безопасности с большим успехом проходил в Астрахани.
– Как организовано взаимодействия специалистов консорциума с сотрудниками Ростехнадзора при реализации Проекта расширения КТК?
– Приоритет Каспийского Трубопроводного Консорциума – неукоснительное выполнение требований законодательства в области эксплуатации и строительства опасных производственных объектов. Его обеспечение началось с разработки проектной документации, затем на тендерной основе были выбраны строительные подрядчики, имеющие большой международный опыт строительства в нефтяной и газовой сфере. Правильность и безопасность проектных решений были подтверждены положительным заключением Главгосэкспертизы. Организован независимый технический контроль заказчика, управляющие компании обеспечивают постоянный мониторинг работ подрядных организаций. Осуществляется авторский надзор проектных решений.
Сотрудники Ростехнадзора на плановой и внеплановой основе проверяют соблюдение требований градостроительного и иного законодательства, требований проектной документации, промышленной безопасности. Все выявленные ими замечания своевременно и в полном объеме устраняются, что позволяет обеспечить нашим объектам высочайший уровень надежности, а также промышленной и экологической безопасности. 
ТехНАДЗОР №10 (119), октябрь 2016.