Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Новороссийский рабочий, Есть чему учиться, есть над чем работать

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Новороссийский рабочий, Есть чему учиться, есть над чем работать

Внушительная делегация представителей администрации города, депутатов городской Думы и журналистов проинспектировала закрытые объекты Морского терминала АО "КТК-Р". Нашим "экскурсоводом" по береговым объектам и Резервуарному парку стал генеральный директор Консорциума Николай Горбань. Из первых рук мы получили информацию, которая, уверена, важна и для всех горожан.
Умные системы и человеческий фактор
Главный центр управления КТК хочется сравнить с центром управления полетами. Тут, кстати, мы недалеки от истины, потому что консоли управления и многое другое здесь такое же, как на космодроме. Центр работает в режиме 24/7, управляет и контролирует работу магистрального нефтепровода, погрузку и отгрузку нефти, ее качество на всем протяжении линейной части от Казахстана до Южной Озереевки. 145 000 датчиков постоянно контролируют работу нефтепровода и дают обратную связь в ГЦУ о состоянии магистрали и качестве транспортируемой нефти. Ради высоких гостей работа не прерывается. Раз в секунду система выдает данные о необходимости или отсутствии необходимости аварийного реагирования, раз в три секунды - общего назначения. Система обеспечения безопасности дублируется на нескольких уровнях, включая "защиту от дурака". "Линий обороны" несколько: эта стройная система постоянно тестируется на случай самого плохого сценария развития событий. Слабые звенья выявляются и устраняются. Роль человека в принятии решений довольно невелика, но человеческий фактор при работе столь сложного организма, безусловно, учитывается.
Угрозы разлива нефти из ВПУ (выносные причальные устройства - более чем в 5 км от берега), которые в народе прозвали "бочками", никакой нет. Установлена такая система защиты и обнаружения утечек нефти, вплоть до капли, что залить берег просто не представляется возможным.
- Мы прорабатываем все возможные варианты развития событий, учитывая все нюансы, даже направление ветра. У нас полная готовность сил и средств к любой ситуации, вплоть до невероятных - из разряда "на ВПУ упал самолет". На высоком уровне у нас организована и защита от киберугроз, - объясняет Николай Горбань.
Зона ответственности и ласточкины гнезда
Владимира Мхитаряна и других "сельских" депутатов, естественно, волновала и проблема неприятных запахов, появление которых жители близлежащих сел связывают с работой КТК.
Новой информацией на эту тему поделились и другие специалисты КТК. - Ответственность КТК заканчивается на ВПУ. Мы отвечаем за то, что происходит в трубе, как закачивается нефть. Что касается танкеров, связаны ли запахи с их бункеровкой или на то есть другие причины, - юридически к нам не имеет никакого отношения. Но эти проблемы волнуют не только новороссийцев, но и нас, мы ими занимались и будем заниматься.
Мы проводим сейчас тендер на научно-исследовательские работы для выяснения причин, которые вызывают неприятные запахи, и выработки рекомендаций, что можно сделать на танкерах для улучшения ситуации, а что можно сделать на берегу. Сейчас изучаем мировой опыт, привлекли российских ученых. Это работа не одного дня, но мы начали ее финансировать, потому что понимаем: она нужна людям.
Николай Горбань добавил, что превышений российских норм ПДК при погрузке нефти в Южной Озереевке нет. Это подтвердила и недавняя масштабная проверка Роспотребнадора, которая проходила без уведомления о проведении в течение 20дней. Контролирует ПДК и независимая лаборатория, она работает еженедельно в Южной Озереевке по графику, а также оперативно выезжает на контрольные точки при поступлении жалоб от населения. Видимо, всему виной меркаптаны, но точно ли они дают беспокоящие жителей неприятные запахи, пока ничем не подтверждено. Начало исследовательской работы преподносит и неожиданные результаты. Зафиксировано, например, что запах иногда появляется после того, как танкер уже ушел. Другие случаи показывают, что даже при отсутствии погрузки на ВПУ запах все равно появляется в неожиданных местах селитебной зоны. Для выяснения причин таких явлений и будут проведены научные исследования.
Определенные надежды - на принятые недавно новые нормы и переход танкерного флота на более экологичный вид топлива, после чего, соответственно, инертные газы и емкости танкеров будут более "чистыми". Но ждать, когда грузоотправители сделают шаги в этом направлении, в КТК не намерены - в прошлом году перед хозяевами флота поставлены условия приводить под погрузку в Новороссийск более экологичные и современные танкеры.
Разговор на тему защиты окружающей среды продолжается в резервуарном парке, который находится в нескольких километрах от морского берега на высоте 260 метров. Это целый городок, расположенный на площади 160 гектаров. Со своими жесточайшими подходами к технике безопасности, собственными правилами дорожного движения и трех-, четырехступенчатой дублирующей системой защиты на случай аварийных ситуаций.
В огромных резервуарах может храниться 1000000 тонн нефти. Трудно представить себе такое количество. При этом никаких запахов не чувствуется. Руководители компании приводят забавные случаи, когда в резервуарах видят... сов, кружащих внутри гигантских емкостей над понтонами. А под "ободком" резервуаров, рядом с плавающей крышей, то и дело пытаются свить свои гнезда ласточки.
Есть куда развиваться сотрудничеству!
- Масштабы объектов КТК поражают. Здесь буквально все продумано до мелочей, - поделилась после поездки и.о. главы города Светлана Калинина. - В городе сейчас активно внедряются стандарты жизни городского хозяйства в рамках программы "Умный город". Мы в начале пути, а здесь уже все налажено. Такой обмен опытом очень важен. Есть чему поучиться и в вопросах кадровой политики, и в организации исполнения служебных обязанностей. КТК-Р, - продолжила Светлана Владимировна, - это наш важный социальный партнер, пожалуй, один из самых крупных. Мы благодарны Консорциуму за построенный в Глебовском детский сад и детские площадки, за подаренные городу автобусы, за участие в развитии инфраструктуры города и пригорода, благотворительные программы. Впереди нас ждет большой проект строительства на средства КТК-Р Культурно-эстетического центра детей и молодежи в Глебовском, в котором смогут заниматься 900 детей. Уже в ноябре начнется публичное обсуждение и других перспективных сельских и городских проектов, в которых Консорциум
рассматривает возможность своего участия, - заключила Калинина.
Новороссийский рабочий,
15 октября 2019