КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

КТК - итоги 2011 года

В новый 2012 год нефтепроводная система КТК вступает с коэффициентом готовности 99%. Достижение этого показателя стало возможным благодаря сокращению и оптимальному использованию времени простоев нефтепровода, что в свою очередь обеспечивается профессиональной работой эксплуатационных служб.
Повышению надежности системы также способствуют работы по капитальному ремонту с заменой изоляции участка трубопровода на территории Казахстана. В минувшем году они проведены на 70-ти километровом отрезке.
В конце 2011-го был зафиксирован еще один важный показатель – консорциум и его подрядчики отработали свыше 10 миллионов часов без несчастных случаев, связанных с потерей трудоспособности. Этот успех стал результатом неуклонного и повсеместного применения консорциумом высоких стандартов безопасности проведения работ.
Свидетельство эффективной работы службы безопасности КТК – количество несанкционированных врезок. Тенденция последних лет – резкое снижение попыток незаконного отбора нефти из трубопровода. В течение минувшего года, как и в 2010-м, злоумышленникам всего один раз удалось осуществить незаконную врезку в нефтепровод. Она была в кратчайшие сроки обнаружена и оперативно устранена без последствий для окружающей среды.
В 2011-м по системе КТК в целом, с учетом участка Тенгиз – Атырау, перекачано 34,2 млн т нефти. На Морском терминале КТК отгружено около 32 млн т. Это меньше, чем в 2010 году, однако данное снижение было ожидаемым и обусловлено объективными причинами. Основная - переориентация одним из грузоотправителей нефти, ранее поступавшей  в систему КТК на НПС «Кропоткинская», на другие направления. Вместе с тем снижение объемов перекачки не привело к значительному сокращению тарифной выручки, поскольку расстояние от  НПС «Кропоткинская» до Морского терминала под Новороссийском невелико.
 По итогам 2011 года тарифная выручка КТК составила 1,12  млрд долл.
Самым значимым событием года, бесспорно, стал старт Проекта расширения, состоявшийся 1 июля. Сегодня на всех объектах его первой фазы ведутся активные работы: производится замена 88-ми километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра, идет модернизация казахстанских и российских НПС, осуществляются подготовительные мероприятия по сооружению третьего выносного причального устройства и трех дополнительных резервуаров на Морском терминале.
Наступивший 2012 год также будет насыщен значимыми событиями. На его окончание запланировано завершение реализации первого этапа Проекта расширения, что позволит обеспечить перекачку 35 млн т нефти в год без применения антифрикционных присадок.  При условии их применения и обеспечения соответствующей загрузки трубы грузоотправителями, КТК сможет транспортировать и большие объемы. В 2012-м, еще до завершения первой фазы, начинаются работы на объектах второй. Соответствующие мероприятия стартуют уже в первом квартале года.
 
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км.
Морской терминал КТК оснащен выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Изначально проект КТК разрабатывался с учетом перспективы увеличения его первоначальной пропускной способности более чем в 2  раза - до 67 млн. тонн нефти в год (с антифрикционными присадками 76 млн. тонн в год).

Проект расширения предполагает модернизацию существующих и строительство 10-ти дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории Республики Казахстан, 8 - в Российской Федерации), шести резервуаров по 100 000 м3 каждый для хранения нефти под г. Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра. Общая сумма инвестиций в проект составит 5,4 млрд. долларов США. Завершить расширение планируется в 2015 году.
Расширение КТК является необходимым условием полной реализации экономического потенциала проекта в интересах России, Казахстана и компаний-акционеров.

Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%