В период с 4 по 7 октября 2022 года была произведена
72-часовая плановая остановка нефтепровода Тенгиз – Новороссийск. За это время
специалистами Каспийского Трубопроводного Консорциума и подрядных организаций
был выполнен значительный объем работ в рамках Программы устранения узких мест.На
НПС «Тенгиз» в резервуарном парке (группы резервуаров)
осуществлено подключение новых коллекторов Ду-1000, а также произведен разворот
глухой заглушки шарового крана Ду-800 на проходное кольцо для обеспечения
подачи нефти в новые коллекторы. Для подготовки к проведению пусконаладочных
работ на подпорной насосной станции и дренажной емкости обновлено программное и
аппаратное обеспечение Системы обнаружения пожара и газа (СОПГ) на базе
Комплекса технических средств охранно-пожарной сигнализации и управления
пожаротушением КТС-2000 российского производства. Мнемопанели СОПГ были
установлены в операторной и пожарном депо. В Систему противоаварийных защит
(ПАЗ) НПС «Тенгиз» интегрировано оборудование дренажных емкостей на 40 м3
и задвижек ESV (шаровых кранов). Одновременно осуществлена замена щитов
управления СОПГ с интеграцией в систему управления станции.
На
НПС «Атырау» выполнен разворот двух глухих заглушек Ду-700 и
одной глухой заглушки Ду-500 на проходные кольца. Модуль управления
магистральной насосной станцией (МНА) интегрирован в Cистему обнаружения пожара
и газа (СОПГ). Также МНА интегрирована в действующую Систему управления и связи
(СУиС) с возможностью осуществления контроля из Главного центра управления
(ГЦУ). Выполнены работы по обновлению аппаратного и программного обеспечения
программируемых логических контроллеров (ПЛК) систем общего назначения и
противоаварийных защит. Завершение данных работ позволяет приступить к пробным
пускам газотурбинных установок (ГТУ), испытаниям МНА с последующим комплексным
апробированием.
На
НПС «Астраханская» осуществлено подключение новых технологических
участков, созданных в рамках ПУУМ, к существующим трубопроводам станции с
последующим заполнением нефтью. Выполнено 14 врезок, что обеспечило включение в
технологическую схему НПС «Астраханская» новой площадки
фильтров-грязеуловителей (ФГУ), дренажных емкостей ФГУ и резервного блока
контроля качества (БКК).
Обновлено аппаратное и программное обеспечение ПЛК
систем общего назначения и противоаварийных защит, что позволило подключить
новое оборудование СУиС, обеспечивающее управления и контроль новой площадки
ФГУ и дренажных емкостей ФГУ. Во время
интеграционных работ выполнено функциональное тестирование оборудования.
На
НПС «Комсомольская» для подключения нового оборудования МНА доработана
схема электропитания. Модуль управления МНА интегрирован в Cистему обнаружения
пожара и газа (СОПГ) КТС-2000, в помещении операторной установлена новая панель
аварийной остановки станции, и системы противоаварийных защит (ПАЗ). Также МНА
интегрирована в действующую систему СУиС с возможностью управления из ГЦУ
Морского терминала КТК. Обновлено аппаратное и программное обеспечение ПЛК
систем общего назначения и противоаварийных защит. Завершение данных работ
позволяет приступить к пробным пускам ГТУ, испытаниям МНА с последующим
комплексным апробированием. Оборудование новой емкости Системы сглаживания волн
давления (ССВД) интегрировано в СУиС станции, с последующим заполнением нефтью,
проведением испытаний и комплексным апробированием.
В
Главном центре управления (ГЦУ) Морского терминала КТК
выполнены работы по интегрированию
оборудования НПС «Астраханская» и НПС «Комсомольская» в систему СКАДА.
Обновлены базы данных и экранные формы системы СКАДА для возможности управления
и контроля вновь установленным оборудованием из ГЦУ. Обновлены приложения
диспетчеров, гидравлическая модель, тренажер и Система обнаружения утечек
(СОУ), с учетом подключенного за период плановой остановки оборудования.
На
Морском терминале КТК введена в строй дополнительная трансформаторная
подстанция 10/0,4кВ с комплектным распределительным устройством 0,4 кВ и
необходимым количеством отходящих фидеров для электроснабжения перспективных
проектов. С целью обеспечения вывода в плановый ремонт основного резервуара на
площадке береговых сооружений Морского терминала выполнен монтаж оборудования и
интеграция в систему СКАДА с последующим проведением функционального
тестирования нового резервуара объемом 800 м3.
В настоящее время транспортировка нефти по
нефтепроводу Тенгиз – Новороссийск возобновлена. Программа устранения узких
мест реализуется в соответствии с проектным графиком.
Справочно:
Трубопроводная система
КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием
иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз –
Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух
третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное
агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть»
(доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%,
АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%,
Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil
Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%,
BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и
Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.