26 апреля 2023 года в МО г.
Новороссийск состоялся круглый стол «Экология в условиях города-порта». Главной
темой встречи стала экологическая ситуация в городе, в частности, вопросы,
связанные с состоянием воздуха.Мероприятие, прошедшее в селе
Глебовское, было организовано по инициативе администрации внутригородского
округа города-героя. В дискуссии приняли участие представители мэрии,
профильных территориальных ведомств, депутаты Городской Думы Новороссийска,
ученые, эксперты, специалисты здравоохранения, активисты общественных
экологических организаций, журналисты ведущих региональных и местных СМИ,
представители КТК. Онлайн-трансляция круглого стола осуществлялась в пабликах
«Глебовский округ - актуальное» в VK и в Telegram.
Модератором встречи стал глава внутригородского
округа МО г. Новороссийск Василий Чумак.
«Новороссийск
был и остается промышленным городом, - отметил Василий Чумак. – Город узнаваем
по цементным заводам, порту. Поэтому вопросы охраны окружающей среды
рассматриваются здесь сквозь призму решения задач государственной важности».
Перед
собравшимися с докладом о состоянии системы контроля качества воздуха и
перспективах развития систем мониторинга выступил исполняющий обязанности начальника отдела
экологической безопасности МО г. Новороссийск Олег Филатов.
«Сложность
выявления контролирующими органами источников загрязнения вызваны рассеиванием
загрязняющих веществ в воздухе и неисполнение предприятиями требований
учитывать метеоусловия», - подчеркнул Олег Филатов.
С порядком отбора проб и
реагирования на жалобы населения присутствующих ознакомил Олег Шеффер – представитель территориального
отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе
Новороссийске. Он рассказал об установленных законодательством нормах ПДК и о
предложениях федеральной службы в сфере регулирования выбросов летучих
органических соединений.
«За
последний год количество проб воздуха, которые мы осуществляем, выросло в два
раза, - подчеркнул Олег Шеффер. – Мы установили 2 дополнительные точки в зоне
работы КТК и выходили с предложением оборудовать стационарный пост автоматического
контроля качества в районе КТК, а также использовать для погрузки нефти
танкеры, оборудованные рекуперационными устройствами».
С
докладом о составе паров нефти марки CPC Blend выступил известный
ученый-биотехнолог, проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Вятский государственный
университет», к.с-х.н. Сергей Литвинец. Он подробно остановился на
веществах-маркерах запаха в составе выбросов в атмосферу при наливе жидких
углеводородов в танкеры. Сравнил количественное значение таких веществ в
атмосфере с установленными предельно-допустимыми концентрациями.
Проанализировал выбросы запаха в единицах запаха в час (ЕЗ/ч), измеренные
методом динамической ольфактометрии в соответствии с ГОСТ Р 58578-2019 «Правила
установления нормативов и контроля выбросов запаха в атмосферу». Результаты
исследования позволили сформировать рабочую гипотезу, согласно которой в
составе паров нефти марки CPC Blend содержатся летучие вещества с неприятным
запахом, который становится ощутимым при наличии в воздухе в сверхмалых
концентрациях. В связи с удаленностью объектов налива от берега и с учетом
рассеивания выбросов, присутствие таких веществ в жилой зоне не превысит
предельно-допустимых концентраций.
«Исследовав
состав нефти сорта CPC blend методом
ольфактометрии, мы установили, что данный сорт отличается от других наличием
семи видов меркаптанов (тиолов). Человеческий организм обладает очень высокой
чувствительностью к меркаптанам и будет воспринимать их запах в случае, когда
ПДК не будут превышены,» - отметил в своем выступлении Сергей Литвинец. Презентация к докладу С. Литвинца
Экспертную
оценку существующей ситуации дал генеральный директор АНО НИИ Экологии человека
и Гигиены окружающей среды д.б.н. Юрий Карпенко: «Со всей ответственностью могу
заявить, что угрозы жизни и здоровью жителей нет. Есть раздражающие факторы, они
вызваны заложенной генетически чувствительностью к меркаптанам как к маркерам
опасности. Но, если бы они несли угрозу здоровью, тиолы бы не использовали в
промышленных масштабах для одоризации природного газа. Говоря об онкологии,
следует отметить, что в Новороссийске статистика заболеваний ниже, чем в других
населенных пунктах Краснодарского края».
Статистические
данные по заболеваемости в муниципальном образовании привел главный врач ГБУЗ
Амбулатория № 1 г. Новороссийска Александр Канакин: «За последние три года
роста заболеваемости астмой не наблюдается. Рост количества онкозаболеваний за
этот же период снизился. Статистика смертности не изменилась. Обращений с
отравлениями парами газа не зафиксировано». Данные, предоставленные этим и
предыдущим докладчиком доказывают, что линейной зависимости между производственной
деятельностью КТК и здоровьем местного населения не существует, экологическая
ситуация стабильна.
В своем докладе менеджер по охране
окружающей среды АО «КТК-Р» к.г.н. Арина Николаева ознакомила участников
круглого стола с мерами, принятыми и принимаемыми Консорциумом в рамках Плана
мероприятий по сокращению запахов на морском терминале КТК. В их числе
постоянный мониторинг и анализ жалоб местного населения, инструментальный
контроль качества атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон
резервуарного парка и береговых сооружений Морского терминала КТК с жилой
застройкой в координации с Роспотребнадзором и независимыми лабораториями. В
январе 2023 года введена в опытно-промышленную эксплуатацию система контроля
качества атмосферы (СККА), включающая в себя стационарный пост и переносные
газоанализаторы. Данные о состоянии воздуха и присутствии в нем загрязняющих
веществ публикуются в открытом доступе.
По заказу КТК проводится комплекс
научных исследований, направленных на разработку технологий и технических
решений для сокращения выбросов загрязняющих веществ при наливе. Рассматриваются
возможности нейтрализации и деодорирования веществ, вызывающих неприятные
запахи. Разработано концептуальное решение быстросъемного фильтрующего элемента
для мастрайзеров танкеров в типовых условиях погрузки нефти. В рамках НИОКР разрабатывается
технология абсорбционной рекуперации тиолов в выбросах. Презентация к докладу А. Николаевой
В ходе дальнейшей дискуссии
представители администрации города, ученые, активисты общественных
экологических организаций и местные жители обсудили вопросы рекуперации паров с
нефтеналивных судов, возможные инновации и законодательные инициативы. Все
предложения были внесены в протокол, переданный в администрацию МО г.
Новороссийск.
Справочно:
Трубопроводная система КТК – один из
крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием
иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз –
Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух
третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство
по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное
управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan
Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company –
15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell
Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni
International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.