Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2023/Круглый стол в Новороссийске: «Экология в условиях города-порта»

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Круглый стол в Новороссийске: «Экология в условиях города-порта»

IMG-20230426-WA0009.jpg26 апреля 2023 года в МО г. Новороссийск состоялся круглый стол «Экология в условиях города-порта». Главной темой встречи стала экологическая ситуация в городе, в частности, вопросы, связанные с состоянием воздуха.

Мероприятие, прошедшее в селе Глебовское, было организовано по инициативе администрации внутригородского округа города-героя. В дискуссии приняли участие представители мэрии, профильных территориальных ведомств, депутаты Городской Думы Новороссийска, ученые, эксперты, специалисты здравоохранения, активисты общественных экологических организаций, журналисты ведущих региональных и местных СМИ, представители КТК. Онлайн-трансляция круглого стола осуществлялась в пабликах «Глебовский округ - актуальное» в VK и в Telegram.

Модератором встречи стал глава внутригородского округа МО г. Новороссийск Василий Чумак.

«Новороссийск был и остается промышленным городом, - отметил Василий Чумак. – Город узнаваем по цементным заводам, порту. Поэтому вопросы охраны окружающей среды рассматриваются здесь сквозь призму решения задач государственной важности».

Перед собравшимися с докладом о состоянии системы контроля качества воздуха и перспективах развития систем мониторинга выступил исполняющий обязанности начальника отдела экологической безопасности МО г. Новороссийск Олег Филатов.

«Сложность выявления контролирующими органами источников загрязнения вызваны рассеиванием загрязняющих веществ в воздухе и неисполнение предприятиями требований учитывать метеоусловия», - подчеркнул Олег Филатов.

С порядком отбора проб и реагирования на жалобы населения присутствующих ознакомил Олег Шеффер – представитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Новороссийске. Он рассказал об установленных законодательством нормах ПДК и о предложениях федеральной службы в сфере регулирования выбросов летучих органических соединений.

«За последний год количество проб воздуха, которые мы осуществляем, выросло в два раза, - подчеркнул Олег Шеффер. – Мы установили 2 дополнительные точки в зоне работы КТК и выходили с предложением оборудовать стационарный пост автоматического контроля качества в районе КТК, а также использовать для погрузки нефти танкеры, оборудованные рекуперационными устройствами».

С докладом о составе паров нефти марки CPC Blend выступил известный ученый-биотехнолог, проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», к.с-х.н. Сергей Литвинец. Он подробно остановился на веществах-маркерах запаха в составе выбросов в атмосферу при наливе жидких углеводородов в танкеры. Сравнил количественное значение таких веществ в атмосфере с установленными предельно-допустимыми концентрациями. Проанализировал выбросы запаха в единицах запаха в час (ЕЗ/ч), измеренные методом динамической ольфактометрии в соответствии с ГОСТ Р 58578-2019 «Правила установления нормативов и контроля выбросов запаха в атмосферу». Результаты исследования позволили сформировать рабочую гипотезу, согласно которой в составе паров нефти марки CPC Blend содержатся летучие вещества с неприятным запахом, который становится ощутимым при наличии в воздухе в сверхмалых концентрациях. В связи с удаленностью объектов налива от берега и с учетом рассеивания выбросов, присутствие таких веществ в жилой зоне не превысит предельно-допустимых концентраций.

«Исследовав состав нефти сорта CPC blend методом ольфактометрии, мы установили, что данный сорт отличается от других наличием семи видов меркаптанов (тиолов). Человеческий организм обладает очень высокой чувствительностью к меркаптанам и будет воспринимать их запах в случае, когда ПДК не будут превышены,» - отметил в своем выступлении Сергей Литвинец. Презентация к докладу С. Литвинца

Экспертную оценку существующей ситуации дал генеральный директор АНО НИИ Экологии человека и Гигиены окружающей среды д.б.н. Юрий Карпенко: «Со всей ответственностью могу заявить, что угрозы жизни и здоровью жителей нет. Есть раздражающие факторы, они вызваны заложенной генетически чувствительностью к меркаптанам как к маркерам опасности. Но, если бы они несли угрозу здоровью, тиолы бы не использовали в промышленных масштабах для одоризации природного газа. Говоря об онкологии, следует отметить, что в Новороссийске статистика заболеваний ниже, чем в других населенных пунктах Краснодарского края».

Статистические данные по заболеваемости в муниципальном образовании привел главный врач ГБУЗ Амбулатория № 1 г. Новороссийска Александр Канакин: «За последние три года роста заболеваемости астмой не наблюдается. Рост количества онкозаболеваний за этот же период снизился. Статистика смертности не изменилась. Обращений с отравлениями парами газа не зафиксировано». Данные, предоставленные этим и предыдущим докладчиком доказывают, что линейной зависимости между производственной деятельностью КТК и здоровьем местного населения не существует, экологическая ситуация стабильна.   

В своем докладе менеджер по охране окружающей среды АО «КТК-Р» к.г.н. Арина Николаева ознакомила участников круглого стола с мерами, принятыми и принимаемыми Консорциумом в рамках Плана мероприятий по сокращению запахов на морском терминале КТК. В их числе постоянный мониторинг и анализ жалоб местного населения, инструментальный контроль качества атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон резервуарного парка и береговых сооружений Морского терминала КТК с жилой застройкой в координации с Роспотребнадзором и независимыми лабораториями. В январе 2023 года введена в опытно-промышленную эксплуатацию система контроля качества атмосферы (СККА), включающая в себя стационарный пост и переносные газоанализаторы. Данные о состоянии воздуха и присутствии в нем загрязняющих веществ публикуются в открытом доступе.

По заказу КТК проводится комплекс научных исследований, направленных на разработку технологий и технических решений для сокращения выбросов загрязняющих веществ при наливе. Рассматриваются возможности нейтрализации и деодорирования веществ, вызывающих неприятные запахи. Разработано концептуальное решение быстросъемного фильтрующего элемента для мастрайзеров танкеров в типовых условиях погрузки нефти. В рамках НИОКР разрабатывается технология абсорбционной рекуперации тиолов в выбросах. Презентация к докладу А. Николаевой​

В ходе дальнейшей дискуссии представители администрации города, ученые, активисты общественных экологических организаций и местные жители обсудили вопросы рекуперации паров с нефтеналивных судов, возможные инновации и законодательные инициативы. Все предложения были внесены в протокол, переданный в администрацию МО г. Новороссийск.

Справочно:

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

 

​​​​​