1
сентября 2023 года в городе Атырау в Республике Казахстан состоялась
Международная конференция, посвященная 30-летию начала морских операций на
Северном Каспии. В мероприятии, которое было организовано Казахстанским
Обществом нефтяников-геологов и компанией «Норт Каспиан Оперейтинг Компани
Н.В.», принял участие Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
На
конференцию были приглашены ветераны Северо-Каспийского проекта, представители
Администрации Президента Республики Казахстан, Аппарата Правительства Республики
Казахстан, руководители акиматов Атырауской и Мангистауской областей, главы АО
«НК «КазМунайГаз», АО «НК «QazaqGaz»
и других казахстанских и зарубежных компаний.
Руководители,
специалисты отрасли и приглашенные гости обсудили достижения в освоении
месторождения Кашаган, а также вызовы, с которыми сталкивается компания «Норт
Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.», и применяемые новые технологические решения.
Генеральный
директор КТК Николай Горбань представил доклад о роли и значимости созданной
транспортной инфраструктуры Каспийского Трубопроводного Консорциума в освоении
месторождений на Каспии и Кашагана, в частности. Глава компании рассказал об
основных вехах становления и развития КТК, подчеркнув синхронность в развитии
проекта КТК и проекта добычи на месторождении Кашаган. «Это наглядно
демонстрирует то, что именно проект КТК придал значительный импульс развитию
добычи нефти на Каспии, создал профицит мощностей для приема дополнительных
объемов нефти и обеспечил наиболее выгодные экономические условия
транспортировки», – отметил Николай Горбань.
Первая
партия нефти с Кашагана в трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск
поступила 13 октября 2016 года. К настоящему времени КТК транспортировал уже
почти 90 млн тонн. В текущем 2023 году и в следующем – 2024-м - Консорциум
ожидает перекачать по 18 млн тонн с месторождения Кашаган.
«Как
и стремились основатели международного консорциума, магистраль Тенгиз –
Новороссийск была и остается наиболее безопасным, логистически выверенным и
экономически выгодным маршрутом доставки каспийской нефти на мировые рынки», –
подчеркнул Николай Горбань.
Справочно:
Трубопроводная
система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере
с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода
Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется
более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.