Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2023/КТК – самый надежный и экономически выгодный маршрут

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

КТК – самый надежный и экономически выгодный маршрут

20231004.jpgКаспийский Трубопроводный Консорциум выступает одним из спонсоров Kazakhstan Energy Week – 2023 / XV Евразийского форума KAZENERGY, проходящего с 3 по 6 октября 2023 года в Конгресс Центре EXPO г. Астана.

Мероприятие проводится с 2006 года при поддержке Министерства энергетики РК, Министерства иностранных дел РК и других государственных органов, и является важным международным событием энергетического сектора в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах. Форум традиционно привлекает внимание свыше 2,5 тысяч делегатов из более чем 300 компаний, представляющих более 50 стран мира. Его гостями на протяжении многих лет становятся руководство крупных добывающих компаний, энергетических и политических ведомств, аналитических центров и признанные эксперты с мировым именем.

4 октября в рамках мероприятий Kazakhstan Energy Week АО «КТК-К» организовало круглый стол «Транспортировка углеводородов в меняющемся мире». Выступивший на нем заместитель генерального директора АО «КТК-К» Кайргельды Кабылдин рассказал о последовательной и планомерной работе коллектива международного консорциума по развитию и повышению надежности нефтетранспортного маршрута Тенгиз – Новороссийск. В 2023 году КТК впервые достиг механической пропускной способности перекачки до 83 млн тонн нефти в год.

Важным этапом Программы устранения узких мест (ПУУМ) стал ввод в 2023 году в эксплуатацию новой системы измерения количественных и качественных показателей нефти (СИКН). Это позволяет, при необходимости, осуществлять отгрузку нефти на танкеры одновременно с трех выносных причальных устройств с максимальной производительностью 33 тыс. м3/час.

Согласно прогнозам, объемы перевалки нефти в этом году могут составить 63,7 млн тонн нефти, что превысит рекорд 2019 года, когда на экспорт было отправлено 63,3 млн тонн нефти.

В ходе выступления Кайргельды Кабылдин отметил, что с начала года по 3 октября на Морском терминале (МТ) на 441 танкер было отгружено порядка 48,2 млн тонн нефти. В прошлом месяце компания обработала 48 танкеров, превысив при этом сентябрьский план погрузки на 211 тыс. тонн. «А если сравнивать с сентябрем 2022 года, то на МТ за указанный период этого года КТК отгрузил на 1,4 млн тонн нефти больше» - подчеркнул он.

В июле 2023 года Консорциум впервые выплатил дивиденды отдельно акционерам АО «КТК-К» в Республике Казахстан. С учетом уже утвержденных сумм к выплате по итогам 2022 года прогнозное значение итоговых выплат дивидендов по КТК-К и КТК-Р в 2023 году составит 1,34 млрд долл. США.

Касаясь планов по повышению надежности трубопроводной системы КТК, Кайргельды Кабылдин отметил: «В 2026 году мы приступим к замене действующих с 2001 года двух выносных причальных устройств". 

Отметим, что ранее сообщалось о рассматриваемой возможности производства на территории России необходимого оборудования для замены ВПУ.

Динамичное поступательное движение вперед и финансовая устойчивость позволяют КТК последовательно реализовать благотворительные программы, направленные на поддержку медицины, культуры и образования, а также на развитие инфраструктуры в Атырауской области Республики Казахстан. Ежегодно консорциум выделяет на эти цели более 3 млн долл. США.

Недавними масштабными благотворительными проектами КТК являются строительство Детской деревни семейного типа и Дома юношества, открытых в 2021 году. В 2022 году начато строительство школы в микрорайоне Талгайран, рассчитанной на 900 мест. Всего в период с 2001 по 2022 годы АО «КТК-К» направило на благотворительные проекты более 12 млрд тенге (свыше 28 млн долларов США).

Отвечая на вопросы, Кайргельды Кабылдин резюмировал, что Консорциум прошел большой путь и сегодня является важной составляющей мировой энергобезопасности. По наиболее безопасному, логистически выверенному и экономически выгодному маршруту компания поставляет на мировые рынки около 80 % экспортных объемов нефти Казахстана.

Справочно:

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%. ​​​​