На головной нефтеперекачивающей станции
трубопроводной системы КТК - НПС «Тенгиз» - в эксплуатацию введены два новых
резервуара РВСПК-20000. Работы по их монтажу выполнялись в рамках Программы
устранения узких мест (ПУУМ) в 2022-2023 годах. Резервуары объемом 20 тыс. м3
каждый предназначены для приема нефти от грузоотправителей, из этих емкостей
подпорными насосами сырье затем подается в магистральный нефтепровод для
дальнейшей перекачки по трубопроводной системе.
Новые резервуары оснащены плавающими крышами с
двойным затвором, которые, поднимаясь и опускаясь с уровнем нефти, эффективно препятствуют
образованию газовоздушной смеси в емкостях и, как следствие, ее выбросам в
атмосферу. Старые резервуары с понтонами уже выведены из эксплуатации:
проводится их зачистка с целью демонтажа. Данные мероприятия планируется
провести в 2024 году.
Напомним, что в ходе ПУУМ на «Тенгизе» были введены
в строй новая подпорная насосная с четырьмя более мощными агрегатами, площадка
частотно-регулируемых преобразователей, узел регулирования давления,
осуществлено техническое перевооружение системы измерений количества и
показателей качества нефти, а также произведена замена трех магистральных
насосных агрегатов.
В настоящее время на НПС «Тенгиз» выполняется
демонтаж старой подпорной насосной. Также ведутся работы по объектам внешнего
энергоснабжения: выполняется расширение подстанции поставщика электроэнергии и
строительство новой подстанции на НПС «Тенгиз». Полная готовность этих объектов
запланирована на февраль 2024 года.
Добавим, что головная НПС «Тенгиз» построена в 1989
году и отвечает за эксплуатацию участка магистрального нефтепровода КТК с нулевого
по 130-й км. В непосредственной близости от станции находится терминал ТОО
«Тенгизшевройл» и узел переключения, откуда нефть по надземному трубопроводу
подается в систему Тенгиз - Новороссийск.
Справочно:
Трубопроводная
система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере
с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода
Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется
более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры
КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО
«Транснефть» (доверительное управление) – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО НК
«КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian
Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline
Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas
Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian
Pipeline LLC – 1,75%.