15 апреля 2024 года в г. Атырау прибыла колонна
специальной техники из Астраханской области. Четыре экскаватора и два самосвала
были передислоцированы Каспийским Трубопроводным Консорциумом из Центрального региона
в Восточный для технической поддержки автопарка объектов АО «КТК-К»,
выполняющего обустройство защитных укреплений в условиях паводка реки Урал
(ожидаемое продолжение подъема уровня воды).
Возможность передислокации спецтехники с российской
территории в Республику Казахстан была предварительно урегулирована с акиматом
Атыраусской области, оказавшим содействие в оперативном пересечении
государственной границы 14 апреля, а также обеспечившим сопровождение колонны
спецтехники автомобилем ДПС.
На сегодняшний день на территории НПС «Атырау»
выполнен ряд противопаводковых мероприятий. По периметру зданий и строений (в
число которых входят операторная, дизель-электростанция, установка
водоподготовки, радиошелтеры и др.) возведены защитные обвалования. Увеличена
высота обвалования магистрального шарового крана (МШК) на 209 км магистрального
нефтепровода.
Продолжаются обвалование территории НПС «Атырау» по
периметру, обвалование автоматизированной газораспределительной станции, обвалование
МШК на 192 и 197 км, строительство защитной дамбы в районе мусорного полигона. На
канале Соколок (190 км) ведутся работы по расчистке русла, демонтажу
водопропускного устройства и строительству защитной дамбы. Со стороны Черной
речки спецтехникой КТК возводится земляной вал, предназначенный для защиты от
возможного подтопления объектов АО «КТК-К», АО «КазТрансОйл», «Карачаганак
Петролеум Оперейтинг Б.В.» (в том числе, ГНПС имени Т. Касымова и автодороги).
Противопаводковые мероприятия также осуществляются на
береговой линии реки Урал. Здесь в районе поселка Береке возводится защитная
дамба протяженностью более 5 км. На участке строительства задействовано 40
единиц спецтехники, включая 28 самосвалов, а также экскаваторы, бульдозеры,
дорожные катки. При строительстве и укреплении дамбы используется геотекстиль и
мешки с песком. Консорциум предоставил для строительства дамбы в районе поселка
Береке 8600 м2 геотекстиля и 300 тыс. мешков с песком. В настоящее время все объекты КТК работают в
штатном режиме.
Справочно:
Трубопроводная
система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере
с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода
Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется
более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры
КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО
«Транснефть» (доверительное управление) – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО
НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron
Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian
Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG
Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx
Caspian Pipeline LLC – 1,75%.