7
декабря 2024 года на Морском терминале КТК были успешно завершены работы по
диагностике морского подводного трубопровода (МПТ) грузовой системы ВПУ-1.
Особенностью данного обследования стало то, что впервые работы выполнялись при
помощи самоходного управляемого диагностического снаряда отечественного
производства.
Перед
выполнением работ диагностический снаряд прошел все виды испытаний на
производственной базе подрядчика. После тщательной проверки на испытательном
стенде в присутствии инспекторов ФАУ «Российский морской регистр судоходства»
было выдано разрешение на использование внутритрубного снаряда на действующем
производственном объекте.
Работы
выполнялись в соответствии с требованиями охраны труда, промышленной и
экологической безопасности на основании разработанного и утвержденного проекта
производства работ (ППР), который получил одобрение надзорных органов.
Важно
отметить: существенное отличие типа диагностических снарядов, применяемых для
линейной части магистральных нефтепроводов, от диагностического снаряда для МПТ
ВПУ заключается в том, что по магистральному трубопроводу снаряд движется за
счет создаваемого в нем потока нефти, а в МПТ диагностический снаряд движется
самостоятельно, за счет колесного привода.
Ранее
для обследования МПТ в КТК применялись диагностические снаряды зарубежного
производства.
В
рамках мероприятий по импортозамещению имеющегося на вооружении оборудования,
КТК и ООО «НТЦ Диапром» (производитель), совместно провели весомую работу по
проектированию и изготовлению собственного диагностического снаряда.
Специалисты оценивают, что диагностический снаряд по техническим
характеристикам превосходит зарубежные аналоги. Также было создано оригинальное
программное обеспечение.
Указанный
снаряд, собранный на 95% из российских комплектующих, позволяет выявлять
дефекты геометрии, расслоения, гофры, потери металла. В 2025 году также
состоится ряд обследований с применением нового диагностического снаряда.
Справочно:
Трубопроводная система КТК – один из
крупнейших проектов в энергетической сфере на территории СНГ. Протяженность
трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту
транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также
сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской
терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими
безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега.
Акционеры КТК: Российская Федерация –
24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan
Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company –
15%, Лукойл Интернешнл Гмбх – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%,
Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited –
2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC –
1,75%.