Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2025/На Морском терминале КТК завершилась операция по установке якорей-кессонов для ВПУ

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

На Морском терминале КТК завершилась операция по установке якорей-кессонов для ВПУ

111.jpgВ период с 28 сентября по 17 октября 2025 года подрядчики КТК в Новороссийске успешно провели операцию по установке якорей-кессонов для двух новых выносных причальных устройств. Двенадцать удерживающих устройств в августе-сентябре 2025 года были доставлены в порт Новороссийска на трех специализированных судах и в настоящее время установлены в проектное положение на морское дно в акватории Морского терминала.
В 2026 году Консорциум заменит два выносных причальных устройства, введенных в эксплуатацию в 2001 году - ВПУ КТК-1 и ВПУ КТК-2. Указанные ВПУ будут установлены с использованием новых якорей-кессонов.

777.jpg
Каждый якорь-кессон представляет собой стальной короб габаритами 30х10х7 м, способный держаться на плаву за счет находящегося внутри воздуха. В ходе подготовки к спуску якоря на дно в порту Новороссийска осуществлялась заливка каждого кессона бетоном, что образовывало на поверхности кессона бетонную плиту толщиной 35 см и объемом порядка 100 м3. Бетонирование увеличивало массу каждого кессона вдвое, с 200 до 400 тонн. Далее два буксира доставляли каждую конструкцию к месту установки.
Операция по спуску якорей на дно осуществлялась при помощи монтажной баржи с установленным на нее краном грузоподъемностью 1350 т и судна обеспечения. Судно обеспечения c использованием сложного комплекса навигационного и управляющего оборудования, в 888.jpg
автоматическом режиме и с высокой точностью сохраняло в ходе спусковых операций необходимое позиционирование, без якорей, применяя только необходимые движители.
С судна обеспечения осуществлялись также спуск якорных цепей, погружения водолазов и специального телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА). ТНПА подключался к контролю за ходом погружения якорей после преодоления отметки в 20 метров от поверхности воды, при этом якоря-кессоны устанавливались на глубинах до 60 метров. Все мероприятия по бетонированию, транспортировке ипогружению якоря требовали от участников работ максимальной слаженности и профессионализма.
Самовсасывающиеся кессоны – самый распространенный сегодня тип якорей для глубоководных причальных устройств. Первое их применение для установки ВПУ состоялось в датском секторе Северного моря в 1981 году на месторождении Горм.
Справочно: 
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По 1414.jpg

этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.