27 ноября 2025 года в ОАЭ делегация акционеров, принимавших участие в заседаниях корпоративных органов управления КТК, руководителей и специалистов Консорциума посетила производственную площадку судоремонтного завода Drydocks World Dubai.
Цель визита – проверить степень готовности двух новых выносных причальных устройств, которые в 2026 году будут установлены в акватории Морского терминала Консорциума взамен действующих ВПУ. Напомним, что замене подлежат два выносных причальных устройства, введенных в эксплуатацию в 2001 году - ВПУ КТК-1 и ВПУ КТК-2.
В рамках программы замены ВПУ в сентябре 2025 года успешно была проведена операция по установке якорей-кессонов для указанных ВПУ. Двенадцать удерживающих устройств были доставлены в Новороссийск из ОАЭ на трех судах и установлены в проектное положение на дно в акватории Морского терминала КТК.
Члены делегации осмотрели производственные мощности верфи и строительную площадку, на которой ведется изготовление ВПУ. Производитель ВПУ сообщил присутствующим, что изготовление выносных причальных устройств практически завершается. В настоящее время проводятся работы по прокладке и герметизации кабельной продукции внутри надстройки буев, подгонка и сварка крышек люков. В завершающей стадии – испытания трубопроводов оконечных подводных трубопроводных манифольдов, ведется их покраска.
Договор на изготовление двух ВПУ был заключен в январе 2024 года. Ожидается, что финализация изготовления обоих изделий будет осуществлена в декабре 2025 года.
Для осуществления грузовых операций с нефтеналивными судами Морской терминал КТК имеет три ВПУ. Они изготовлены по индивидуальному проекту. Устройства расположены на расстоянии 5 км от берега, соединены с береговыми сооружениями терминала с помощью подводных трубопроводов.
Справочно:
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших проектов в энергетической сфере на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега.
Акционеры КТК: Российская Федерация – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, Лукойл Интернешнл Гмбх – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.