Каспийский
Трубопроводный Консорциум в рамках реализации программы
планово-предупредительных ремонтов реализует долгосрочный проект по замене
выносных причальных устройств ВПУ-1 и ВПУ-2, что предполагает проведение работ,
связанных с касанием морского дна: замену подводных манифольдов, установку
якорей-кессонов, монтаж и укладку цепей и другого оборудования ВПУ.Отметим,
что район операционной деятельности и акватория Морского терминала являлись
местом ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны (ВОВ), в том числе
в ходе высадки морского десанта в нп. Южная Озереевка в феврале 1943 года.
Данному боевому героическому эпизоду ВОВ в районе нп. Южная Озереевка в
корпоративном журнале КТК был посвящен подробный материал:
https://www.cpc-online.ru/publication/around-us/3994
Как
сообщалось ранее, во исполнение требований и нормативных документов Морского
порта Новороссийск и Черноморского флота ВС РФ, в целях устранения остаточной
минной опасности до начала производства работ, связанных с касанием грунта,
необходима реализация обязательного комплекса мероприятий по обнаружению и
ликвидации взрывоопасных предметов (ВОП).
На
этапе строительства терминала и позднее в акватории МТ КТК в ходе соответствующих обследований уже
выявлялись и были уничтожены боеприпасы времен ВОВ. Однако следует учитывать,
что дно акватории по естественным причинам подвержено процессам перемещения
донных пород и слоев воды.
В
этой связи, в целях обеспечения безопасного проведения работ, связанных с
касанием морского дна, в период с 15 июня по настоящее время проводятся работы
по дообследованию подводных потенциально опасных предметов в акватории ВПУ-1 и
ВПУ-2 силами сводного отряда МЧС России.
Подтверждение
данных о миноподобных объектах осуществляется мобильными водолазными группами и
телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА).
По
состоянию на 28 июня с нарастающим итогом гидролокатором бокового обзора
проведена площадная съемка 764 200 кв. м, ТНПА обследована площадь 8 200 кв. м,
проведено 24 парных водолазных спуска общей продолжительностью 53 часа 40
минут, обследовано 11 180 кв. м акватории.
В
ходе обследования 27 июня 2022 года в зоне безопасности ВПУ-2 был
идентифицирован ВОП – глубоководный минный защитник модификации 1943 г.,
ориентировочный вес взрывчатого вещества 8,8 кг.
Ранее
в ходе совещания генерального директора КТК с руководством сводного отряда МЧС
отмечалось, что подтвержденные взрывоопасные предметы исходя из определения
опасности будут перемещаться к месту их уничтожения (в акватории моря, за пределами
зоны безопасности ВПУ). Учитывая возможные риски, ВОП был перемещен за пределы
зоны безопасности ВПУ и возможного действия гидроударной волны на объекты ВПУ
в ходе ликвидации.
Органы
управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Морского терминала КТК были переведены в режим
«Чрезвычайная ситуация» до момента уничтожения ВОП.
Работы
по уничтожению обнаруженного ВОП были успешно проведены 29 июня 2022 года силами
МЧС России.
В
настоящее время продолжается обследование морского дна в районе ВПУ-1,
эксплуатация ВПУ-1 приостановлена до 5 июля 2022 года.
Эксплуатация
ВПУ-3 осуществляется в штатном режиме, что позволяет выполнить заявки
грузоотправителей в соответствии с текущим графиком отгрузки. Эксплуатация
ВПУ-2 будет возобновлена с 1 июля 2022 года.
По итогам утилизации потенциально
взрывоопасных предметов КТК получит заключение Штаба Черноморского флота с
разрешением производства работ, связанных с касанием дна, в акватории
транспортной безопасности ВПУ-1 и ВПУ-2.
Справочно:
Трубопроводная система
КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с
участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода
Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется
более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство
по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное
управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%,
Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium
Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%,
Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited –
2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC –
1,75%.