Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2022/Продолжается проведение мероприятий по устранению остаточной минной опасности в акватории Морского терминала КТК

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Продолжается проведение мероприятий по устранению остаточной минной опасности в акватории Морского терминала КТК

Каспийский Трубопроводный Консорциум в рамках реализации программы планово-предупредительных ремонтов реализует долгосрочный проект по замене выносных причальных устройств ВПУ-1 и ВПУ-2, что предполагает проведение работ, связанных с касанием морского дна: замену подводных манифольдов, установку якорей-кессонов, монтаж и укладку цепей и другого оборудования ВПУ.

Отметим, что район операционной деятельности и акватория Морского терминала являлись местом ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны (ВОВ), в том числе в ходе высадки морского десанта в нп. Южная Озереевка в феврале 1943 года. Данному боевому героическому эпизоду ВОВ в районе нп. Южная Озереевка в корпоративном журнале КТК был посвящен подробный материал:  

https://www.cpc-online.ru/publication/around-us/3994

Как сообщалось ранее, во исполнение требований и нормативных документов Морского порта Новороссийск и Черноморского флота ВС РФ, в целях устранения остаточной минной опасности до начала производства работ, связанных с касанием грунта, необходима реализация обязательного комплекса мероприятий по обнаружению и ликвидации взрывоопасных предметов (ВОП).

На этапе строительства терминала и позднее в акватории МТ КТК в ходе соответствующих обследований уже выявлялись и были уничтожены боеприпасы времен ВОВ. Однако следует учитывать, что дно акватории по естественным причинам подвержено процессам перемещения донных пород и слоев воды.

В этой связи, в целях обеспечения безопасного проведения работ, связанных с касанием морского дна, в период с 15 июня по настоящее время проводятся работы по дообследованию подводных потенциально опасных предметов в акватории ВПУ-1 и ВПУ-2 силами сводного отряда МЧС России.

Подтверждение данных о миноподобных объектах осуществляется мобильными водолазными группами и телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА).

По состоянию на 28 июня с нарастающим итогом гидролокатором бокового обзора проведена площадная съемка 764 200 кв. м, ТНПА обследована площадь 8 200 кв. м, проведено 24 парных водолазных спуска общей продолжительностью 53 часа 40 минут, обследовано 11 180 кв. м акватории.

В ходе обследования 27 июня 2022 года в зоне безопасности ВПУ-2 был идентифицирован ВОП – глубоководный минный защитник модификации 1943 г., ориентировочный вес взрывчатого вещества 8,8 кг.

Ранее в ходе совещания генерального директора КТК с руководством сводного отряда МЧС отмечалось, что подтвержденные взрывоопасные предметы исходя из определения опасности будут перемещаться к месту их уничтожения (в акватории моря, за пределами зоны безопасности ВПУ). Учитывая возможные риски, ВОП был перемещен за пределы зоны безопасности ВПУ и возможного действия гидроударной волны на объекты ВПУ в ходе ликвидации.

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Морского терминала КТК были переведены в режим «Чрезвычайная ситуация» до момента уничтожения ВОП.

Работы по уничтожению обнаруженного ВОП были успешно проведены 29 июня 2022 года силами МЧС России.

В настоящее время продолжается обследование морского дна в районе ВПУ-1, эксплуатация ВПУ-1 приостановлена до 5 июля 2022 года.

Эксплуатация ВПУ-3 осуществляется в штатном режиме, что позволяет выполнить заявки грузоотправителей в соответствии с текущим графиком отгрузки. Эксплуатация ВПУ-2 будет возобновлена с 1 июля 2022 года.

По итогам утилизации потенциально взрывоопасных предметов КТК получит заключение Штаба Черноморского флота с разрешением производства работ, связанных с касанием дна, в акватории транспортной безопасности ВПУ-1 и ВПУ-2.

Справочно:

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

 

​​