Главная/Пресс-центр/Пресса о нас/Энерджи Интеллидженс, Интервью генерального директора КТК Николая Горбаня

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

Энерджи Интеллидженс, Интервью генерального директора КТК Николая Горбаня

Каспийский Трубопроводный Консорциум, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км из Казахстана до российского черноморского побережья, приступил к реализации Программы устранения узких мест, которая позволит увеличить мощность трубопровода до 80 млн тонн в год. О том, как продвигается реализация программы, и какие вопросы волнуют акционеров консорциума, агентству Энерджи Интеллидженс на полях XX​IV Петербургского международного экономического форума рассказал генеральный директор КТК Николай Горбань.

В: Николай Николаевич, на полях форума вы встречались с руководителями регионов, по которым проходит трасса нефтепровода, с основными акционерами КТК, с грузоотправителями. Какие вопросы были в центре обсуждения?

О: Действительно, наша повестка на форуме была очень насыщенной и разнообразной. С руководителями регионов мы традиционно обсуждали благотворительную программу, поскольку в процессе ее реализации нередко возникают вопросы, требующие решения. У регионов есть просьбы по определенным проектам. Мы изучаем, чем можем помочь, не пересечется ли наша помощь с бюджетным финансированием. Это первый традиционный блок вопросов, обсуждаемых на форуме. Второй блок – это вопросы финансового характера. Мы встречаемся с кредитно-финансовыми организациями, с банками. КТК не требуются займы, но мы мониторим ситуацию с финансовыми инструментами, страхованием, зарплатными проектами. И если на рынке появляются какие-либо новшества, то мы хотим быть полностью в курсе и применять их в своей работе. На данном форуме мы также встречались с компанией «1С». Встреча была запланирована заранее исходя из понимания, что нам требуется трансформация, обновление учетной системы, программ. Надеемся в перспективе выйти на соответствующий договор для реализации в течение двух лет. Безусловно у нас были и традиционные встречи с добывающими компаниями-акционерами проекта: Chevron, Exxon Mobil, Лукойл, и нашими крупнейшими акционерами: Транснефть и КазМунайГаз. Акционеров традиционно интересует, как мы живем, чего мы достигаем. В этот раз особый акцент был сделан на то, как мы справлялись в период пандемии, какие меры принимали, как у нас получилось удержать коллектив. Вы знаете, что нам удалось пройти пандемию довольно мягко, практически без потерь. Но это было достигнуто кропотливым трудом. Применялись и ограничительные меры, и переход на вахты, и обсервация, и все защитные мероприятия, и вакцинация. На сегодняшний день в нашем коллективе вакцинировано 420 человек, из них 109 в Казахстане. Прогнозируем, что до конца года будет вакцинировано максимальное количество сотрудников компании, и тогда мы сможем спокойно вздохнуть. Тем не менее офисы Консорциума во всех регионах выведены из удаленного режима работы практически на 100%.

В: На встрече с грузоотправителями компании подтвердили свои планы по прокачке на этот год или были какие-то изменения?

О: Первоначальный объем заявок был довольно большим – около 67 миллионов тонн. Сегодня, по прошествии пяти месяцев, мы видим, что реальный объем прокачки будет, вероятнее всего, на уровне 60 млн тонн.

В: С чем связано отклонение от первоначального плана?

О: Скорее всего это связано с определенной волатильностью нефтяного рынка. Спрос растет, но не скачкообразно, а скорее плавно. Поэтому у нас наступила определенная стабильность: мы отгружаем около пяти с половиной миллионов тонн ежемесячно. Такой показатель гарантирует нам ежегодный объем в 60 млн тонн, если не будет очередного падения спроса либо внешних ограничительных решений.

В: В середине марта консорциум начал реализацию Программы устранения узких мест, которая позволит довести мощности нефтепровода до 80 млн тонн в год. Как идут работы по проекту?

О: Работы идут по графику. Подрядчик мобилизован и уже приступил к основным строительно-монтажным работам. В конце прошлого года отмечались определенные нюансы с поставками зарубежного оборудования, но на сегодняшний день ситуация нормализовалась. Например, газотурбинные установки уже поставлены. В Казахстане нам передали насосы. Мы исправно получаем запорную арматуру, трубные изделия. В апреле была проведена остановка трубопровода на 72 часа, выполнены первоочередные работы по подключению к действующим станциям. Дальнейшие работы мы можем вести без остановки системы.

В: В марте вы также сменили подрядчика на Морском терминале. Голландская Lamnalco передала свои функции Транснефть-Сервису.

О: В ночь с 15-го на 16-е марта произошла смена подрядчика на Морском терминале. Начиная с 16-го марта Транснефть-Сервис обеспечила загрузку более 100 танкеров. Работа стабильна.

В: Недавно прошло собрание акционеров. Какие решения были приняты?

О: Наверняка в первую очередь всех интересуют решения по дивидендам. Мы вышли с предложением объявить, впервые в истории КТК, дивиденды. Акционеры нас поддержали и приняли решение по выплате дивидендов за четвертый квартал 2020 года и первый квартал 2021 года. Общая сумма выплаты составляет $665 миллионов за указанный период. И эти выплаты уже начаты.

В: В дальнейшем выплаты будут идти поквартально?

О: В нашей дивидендной политике прописано, что расчет дивидендов ведется поквартально. Но определение периода выплаты: за один, два или три квартала – это прерогатива акционеров. На следующем собрании в сентябре будет приниматься соответствующее решение.

В: От чего будет зависеть размер дивидендов?

О: Все будет зависеть, в первую очередь, от объемов перекачки, которые формируют свободный денежный поток. Наши затраты на реализацию Проекта устранения узких мест и наши текущие расходы понятны и спланированы. Поэтому чем больше будет перекачка, тем больше будет денежный поток, и тем больше у акционеров будет возможности принять решение об увеличении суммы дивидендов. В соответствующей политике Консорциума прописано, что дивиденды выплачиваются не от выручки, а 100% от того, что остается после вычета из доходов затрат. Менеджмент вносит предложение, а акционеры решают, выплатить всю сумму или оставить часть для тех или иных инвестиционных проектов.

В: Влияет ли на деятельность компании зеленая повестка?

О: Мы мониторим зеленую повестку, участвуем в сокращении выбросов. При этом важно учитывать, что наша система максимально замкнута. К примеру, резервуары КТК устроены таким образом, что 90% выбросов отсекаются автоматически. Безусловно мы и далее будем оптимизировать наш бизнес с учетом ужесточающихся экологических требований, при этом необходимости в каких-либо глобальных инициативах в этом направлении мы на данном этапе не видим.