На Морском терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума близ Новороссийска загружен 3000-ный танкер с начала эксплуатации нефтепроводной системы. Судно CE-NIRIIS дедвейтом 106504 тонн (судовладелец Marine Trust LTD, Греция) завершило погрузку 26 июня в 17.15 по местному времени.
Первый танкер на терминале КТК был загружен 13 октября 2001 года. Всего за время эксплуатации нефтепровода Тенгиз-Новороссийск на экспорт отгружено более 322 млн тонн казахской и российской нефти, из них за прошлый год – 30,6 млн тонн. На протяжении всего периода эксплуатации Морской терминал консорциума отработал без единой аварии. Благодаря применению современных технологий и оборудования, а также стабильным показателям в работе Морской терминал трижды становился лауреатом Международной премии «Нефтяной терминал» в номинациях «Лучшая технологическая оснащенность», «Надежный партнер» и «Стабильность 2012 года».
Загрузка танкеров на терминале осуществляется посредством двух выносных причальных устройств (ВПУ), которые позволяют отгружать нефть наиболее экологически чистым способом на удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях. В рамках увеличения пропускной способности нефтепроводной системы КТК в прошлом году было установлено третье ВПУ, более совершенной конструкции: многоступенчатая система предотвращения возможных утечек нефти позволяет облегчить проведение грузовых операций крупнотоннажных судов и минимизирует риск аварий на море. Дополнительное ВПУ позволит увеличить количество отгружаемой нефти в период ежегодного вывода из эксплуатации одного из причальных устройств с целью проведения планово-предупредительного ремонта.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км.
Проект расширения предполагает модернизацию 5-ти существующих и строительство 10-ти дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории Республики Казахстан, 8 - в Российской Федерации), возведение в дополнение к существующим четырем шести резервуаров (объемом 100 тыс. куб. м каждый) для хранения нефти под г. Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра. Общая сумма инвестиций в Проект составит 5,4 млрд долларов США.
Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.