Министр нефти и газа Республики Казахстан Узакбай Карабалин 28 ноября провел рабочую встречу с участием руководства Каспийского Трубопроводного Консорциума, ОАО «АК «Транснефть», АО НК «Казмунайгаз» и компании «Шеврон».
Основной темой встречи стала реализация Проекта расширения пропускной способности нефтепроводной системы КТК. Участники обсудили текущую ситуацию по Проекту, в том числе проблемные вопросы, связанные с отставанием от графика, в частности на казахстанских объектах. Акционеры консорциума высказали свои видение ситуации, предложили мероприятия по ее улучшению и поставили перед консорциумом задачи на 2014 год и дальнейшую перспективу.
Генеральный директор КТК Николай Брунич доложил о ходе работ по Проекту и озвучил ряд мероприятий, которые позволят сократить отставание от графика на казахстанском участке. К середине декабря будут полностью готовы российские объекты 1-й фазы Проекта расширения. В конце января – начале февраля должны быть подписаны необходимые документы, которые позволят ввести модернизированные объекты в эксплуатацию. На территории Казахстана работы по первой фазе планируется завершить в октябре следующего года. Вместе с тем, глава компании отметил, что к маю 2014 года КТК будет готов принимать нефть с месторождения Кашаган за счет резервных мощностей консорциума, а также увеличить лимит приема нефти на НПС «Тенгиз».
Итогом рабочей встречи стало решение о необходимости всем подрядчикам, задействованным в строительстве объектов на территории Казахстана, в срок до середины декабря текущего года разработать и утвердить скорректированный комплексный график реализации проекта и ввода объектов.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км. Морской терминал КТК оснащен выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Проект расширения предполагает модернизацию 5-ти существующих и строительство 10-ти дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории Республики Казахстан, 8 - в Российской Федерации), возведение в дополнение к четырем существующим шести резервуаров (объемом 100 тыс. куб. м каждый) для хранения нефти под г. Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра. Общая сумма инвестиций в Проект составит 5,4 млрд долларов США.
Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.