Известно,
что размер вреда в отношении разлива нефти на морском терминале КТК в августе
2021 года рассчитан Росприроднадзором по формуле, предусмотренной пунктом 13
Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие
нарушения водного законодательства (утверждена приказом Минприроды России от 13
апреля 2009 г. № 87). Согласно данной формуле, масса нефти, попавшей в водный
объект, является базовой величиной для определения таксы для исчисления размера
вреда.Между
КТК и РПН имеются существенные и принципиальные разногласия по данному вопросу.
Мы с полной уверенностью полагаем, что в водный объект в результате аварии
попало 69,1 тонны нефти. Считаем, что примененные Росприроднадзором способы
определения массы нефти не позволяют получить корректный результат по ряду
причин.
Например,
РПН не учитывает технологические и конструктивные особенности Морского
терминала АО «КТК-Р», в силу которых часть нефти, прошедшей через узел учета
СИКН, показания которого РПН использует в своем расчете, физически не могла
попасть в водный объект, поскольку соответствующая нефть:
· осталась в морском подводном
трубопроводе (длиной 5 км), расположенном после узла учета СИКН;
· осталась в технологическом стакане
ВПУ.
Мы
считаем, что несмотря на то, что примененные РПН способы определения массы
нефти очевидно не позволяют получить корректный результат, последний в рамках
своего расчета не применил иные способы определения массы нефти,
предусмотренные Методикой № 87, например:
- по площади разлива, определенной с помощью
инструментальных или визуальных методов;
-
по количеству нефти, собранной нефтемусоросборными или другими средствами при
ликвидации разлива нефти;
-
на основе оценок состояния акватории водного объекта и внешних признаков пленки
нефти в соответствии с материалами Методики № 87.
КТК
полагает, что при решении судом вопроса о массе нефти, попавшей в водный
объект, стороны в любом случае не должны быть лишены возможности представить
необходимые доказательства в подтверждение своей позиции по данному вопросу.
Поэтому КТК просил суд о проведении судебной экспертизы, чтобы поставить перед
экспертом следующие вопросы:
1.
Какие существуют применимые способы (поименованные в Методике исчисления
размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного
законодательства, утв. приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87), которыми
можно установить массу нефти, попавшей в водный объект в результате повреждения
корпуса компенсатора выносного причального устройства № 1, произошедшего 7
августа 2021 г.;
2.
Определить массу нефти, попавшей в водный объект в результате повреждения
корпуса компенсатора выносного причального устройства № 1, произошедшего 7
августа 2021 г., всеми применимыми способами, установленными при ответе на
вопрос № 1.
Отказ
фактически лишил КТК возможности представлять доказательства в обоснование
наших возражений, что нарушает принцип равноправия и состязательности сторон.
КТК
планирует и дальше отстаивать свою позицию в судебном поле и доказывать свою
правоту.
КТК
готов вести конструктивный диалог, а также оказывает полное содействие РПН в
ходе проверки во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации Виктории Абрамченко от 6 апреля 2022 года о проведении
оценки технического состояния производственных объектов КТК.
Работа
комиссии в составе 81 человек - 30 представителей ведомства и 51 специалист
ЦЛАТИ - проходит в период с 19 апреля по 4 мая 2022 года на 14 объектах КТК в
Краснодарском крае, Астраханской области, Республике Калмыкия и Ставропольском
крае.