Главная/Пресс-центр/Пресс-релизы/2022/По результатам учений в акватории Морского терминала КТК утвержден План ПЛРН

КТК гарантирует эффективную и экологически безопасную транспортировку сырой нефти

Проект заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода

По результатам учений в акватории Морского терминала КТК утвержден План ПЛРН

20221206-1.jpg22 ноября 2022 года в акватории морского порта Новороссийск, в зоне ответственности Каспийского Трубопроводного Консорциума, состоялись масштабные учения сил и средств постоянной готовности.

Замыслом учений предусматривалась локализация и ликвидация аварийного разлива нефти, произошедшего в результате разрушения двух смежных танков танкера во время погрузки нефтеналивного судна на выносном причальном устройстве (ВПУ-1).

Основанием для проведения учения являлись положения Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а также замечания, выданные АО «КТК-Р» по результатам проверки Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Южным УГМРН Ространснадзора) и другими надзорными органами.

20221206-2.jpgМероприятие являлось обязательным требованием перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН) на Морском терминале АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р».

Целями проведения учений стали:

- отработка взаимодействия подразделений АО «КТК-Р» при проведении грузовых операций АО «КТК-Р» на Морском терминале АО «КТК-Р» акватории морского порта Новороссийск;

- отработка организации развертывания и действий Комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), а также Штаба руководства операцией (ШРО) АО «КТК-Р» по локализации и ликвидации разлива нефти при возникновении ЧС(Н) на акватории;

- отработка организации развертывания и взаимодействия сил и средств, привлекаемых к выполнению Плана ПЛРН;

- отработка схемы организации связи и оповещения при проведении работ по ликвидации аварий и их последствий, знание радиопозывных и номеров каналов радиосвязи на УКВ и ОВЧ;

- отработка организации взаимодействия КЧС и ОПБ АО «КТК-Р» через свою диспетчерскую службу с силами и средствами, несущими АСГ и участвующими в работах по ЛРН;

- проверка достаточности и оценка возможности сил и средств, привлекаемых по Плану ПЛРН к ликвидации последствий аварий на Морском терминале АО «КТК-Р»;

- отработка организации первоначальных мероприятий по локализации разлива нефтепродукта;

- практика руководителей КЧС и ОПБ АО «КТК-Р» в управлении подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий морских аварий;

- отработка технологии постановки боновых заграждений и сбора разлившейся нефти;

- отработка организации документирования событий;

- демонстрация готовности АО «КТК-Р» к работе на акватории морского порта Новороссийск.

В тренировочном учении приняли участие порядка 200 человек, в том числе личный состав ПАСФ и спасателей ООО «Транснефть - Сервис» - 155 спасателей.

В ходе отработки поставленных целей и задач диспетчер АО «КТК-Р» посредством автоматизированной системы оповещения передал информацию в государственные контролирующие и надзорные органы, а также взаимодействующим структурам и организациям. Далее осуществлен сбор органов управления, введен в действие План ПЛРН АО «КТК-Р», сформирован Штаб руководства операцией (ШРО).

Согласно Плана ПЛРН по результатам разведки, с учетом фактических гидрометеорологических условий, было произведено прогнозирование распространения нефтяного пятна. По итогам полученной информации ШРО выработал замысел ликвидации разлива нефтепродуктов.

По направлению дрейфа нефтяного пятна были выставлены рубежи боновых заграждений, находящихся на бортах судов аварийного реагирования. Для сбора нефтеводяной эмульсии использовались плавучие емкости, доставленные из гавани вспомогательных судов Морского терминала. На различных рубежах производился сбор разлитой нефти нефтесборными системами, дислоцирующимися на судах аварийного реагирования в соответствующей зоне работы. Кроме того, для сбора нефти у береговой полосы использовались скиммеры и вакуумные установки, а для накопления собранной НВС был задействован многоцелевой резервуар (МЦР) объемом 9500 м3.

Одновременно, в постоянном режиме, в районе нефтяного пятна производились газоанализ воздушной среды и мониторинг движения нефтяного загрязнения штатным оборудованием задействованных судов.

В ходе мероприятия была осуществлена проверка схем организации и управления штатными средствами аварийного реагирования, выполнена оценка достаточности штатного состава сил и средств аварийного реагирования объекта, их соответствия нормативному уровню, предусмотренному планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

За ходом учений наблюдала комиссия в составе представителей надзорных и контролирующих органов – МЧС России, Росприроднадзора, Администрации Муниципального образования город Новороссийск, ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря», Ространснадзора и других.

2 декабря 2022 года Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) выдано положительное заключение о проведении тренировочных учений перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Морском терминале АО «КТК-Р».

КТК ежегодно проводит не менее 10 крупных учений по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров. Масштабные тренировки проводятся в КТК на регулярной основе и позволяют оценить готовность подразделений по эксплуатации нефтепровода КТК, службы безопасности и оперативно-диспетчерского персонала Консорциума к нештатным ситуациям. В 2022 году было проведено 13 плановых учений по всему маршруту нефтепровода Тенгиз-Новороссийск.

Справочно:

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%. ​​​​​