3 февраля 2023
года делегация депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края посетила
Морской терминал КТК под Новороссийском. В ходе экскурсии гости
ознакомились с работой объектов Консорциума, а также получили исчерпывающие
объяснения о современных и безопасных технологиях, применяющихся при
хранении, транспортировке и перевалке углеводородного сырья через выносные
причальные устройства (ВПУ). Морской терминал
КТК (МТ) является сложным технологическим объектом, состоящим из следующих
основных элементов: Резервуарный парк (РП), межплощадочный технологический
трубопровод, Береговые сооружения (БС) с узлами регулирования давления и
коммерческого учета нефти, подводные технологические трубопроводы и выносные
причальные устройства с подводными и надводными шлангами.
На Морском
терминале нефть из магистрального трубопровода сначала поступает в расположенный
в горах Резервуарный парк. Он представляет собой одно из крупнейших в России
нефтехранилищ общей вместимостью 1 млн тонн. 10 резервуаров РВС-100000,
оснащенные автоматической системой пожаротушения, находятся в мощных, надежных
бетонных каре, способных вместить 120% содержимого каждого резервуара.
Для исключения
попадания нефтяных паров в атмосферу резервуары оборудованы специально
разработанными плавающими крышами с жестким вторичным затвором высокой
плотности. Особенность этой технологии заключается в том, что крыша лежит
непосредственно на нефти и этим препятствует попаданию летучих углеводородов в
атмосферу.
На Морском
терминале организован вывод всех технологических и хозяйственно-бытовых стоков
по системам закрытого дренажа на высокотехнологичные очистные сооружения. Вода
очищается до показателей рыбохозяйственного значения, но не покидает территории
Морского терминала – ее используют в системе пожаротушения.
Технология
погрузки нефти основана на самотечном эффекте ввиду наличия разницы геодезических
отметок Резервуарного парка и Береговых сооружений. За счет указанной разницы
гидростатического давления нефть из резервуаров РП под действием силы тяжести
поступает по межплощадочному трубопроводу на БС и далее по подводным
трубопроводам на ВПУ, откуда по двум надводным наливным шлангам уже
перемещается в судовые танки танкеров.
Выносные
причальные устройства находятся на значительном удалении от берега (около 5
км), что позволяет выполнять погрузочные операции, в том числе, при
неблагоприятных метеоусловиях.
Депутатам
Законодательного Собрания Краснодарского края рассказали об итогах
производственного экологического контроля в 2022 году и о недавно запущенном в
опытно-промышленную эксплуатацию Стационарном посте системы контроля качества
атмосферного воздуха в районе отгрузки нефти на Морском терминале. Он
оснащен сертифицированными датчиками и расположен на границе санитарно-защитной
зоны Морского терминала у поселка Южная Озереевка. В ближайшем будущем начнется
размещение результатов измерений на сайте корпоративного журнала Панорама КТК www.cpc-online.ru в специальном разделе «Экоинформер».
Также специалисты
Морского терминала рассказали гостям об итогах проводившихся проверок объектов компании
на территории Российской Федерации в 2022 году контролирующими и надзорными
органами и о выполненных по результатам инспекций мероприятиях и устранении
замечаний.
Справочно:
Трубопроводная система КТК – один из
крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием
иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз –
Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух
третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по
управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное
управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan
Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company –
15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell
Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni
International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.