16 апреля 2024 года Резервуарный парк Морского
терминала КТК посетила группа экологических активистов, местных жителей из
Новороссийска, станицы Раевская, сел Южная Озереевка и Глебовское, а также
представителей СМИ. Из числа приглашенных не смогли присутствовать
представители администрации г. Анапы.
Визит был организован в ответ на пожелания участников
круглого стола между КТК и общественностью, состоявшегося в Новороссийске 13
декабря 2023 года, где обсуждались вопросы контроля летучих органических соединений
в атмосферном воздухе в зоне деятельности Морского терминала Консорциума,
результаты научных исследований водной среды у побережья полуострова Абрау и
другие актуальные темы экоповестки.
Руководители и специалисты Консорциума познакомили
гостей с объектами Морского терминала, а также рассказали о современных и
безопасных технологиях, применяющихся при хранении, транспортировке и перевалке
углеводородного сырья в нефтеналивном порту.
Гостям сообщили, в частности, принципиальную схему
работы Морского терминала. Из магистрального трубопровода нефть сначала
поступает в расположенный в горах Резервуарный парк Морского терминала. Он
представляет собой одно из крупнейших в России нефтехранилищ общей вместимостью
1 млн тонн. 10 резервуаров РВСПК-100000, оснащенные автоматической системой
пожаротушения, находятся в мощных, надежных бетонных каре, способных вместить
120% содержимого каждого резервуара.
Особый интерес посетителей в контексте эмиссий летучих
органический соединений и паров нефти вызывало оборудование резервуаров с
плавающей крышей. Особенность этой технологии заключается в том, что крыша
лежит непосредственно на нефти и этим эффективно препятствует попаданию летучих
углеводородов в атмосферу. Для исключения попадания нефтяных паров в атмосферу
резервуары оборудованы плавающими крышами с жестким вторичным затвором высокой
плотности.
За счет разницы геодезических отметок Резервуарного
парка (РП) и Береговых сооружений (БС) нефть из резервуаров РП под действием
силы тяжести поступает по межплощадочному трубопроводу на БС и далее по
подводным трубопроводам на выносные причальные устройства (ВПУ), откуда по двум
надводным наливным шлангам уже подается в судовые танки танкеров.
ВПУ находятся на значительном удалении от берега
(около 5 км), что позволяет выполнять погрузочные операции, в том числе, при
неблагоприятных метеоусловиях.
Также гостям продемонстрировали уникальный
высокотехнологичный комплекс очистки бытовых и производственно-дождевых сточных
вод и систему водоотведения. Сточная вода очищается до показателей
рыбохозяйственного значения и используется для восполнения противопожарного
запаса воды Морского терминала, что позволяет исключить сброс сточных вод в
морскую акваторию.
Напомним, что КТК с 2018 года регулярно организует дни
открытых дверей и круглые столы для общественности, местных жителей, а также
для представителей СМИ, знакомя с производственными процессами транспортировки
нефти. Так, только в 2023 году состоялись два таких круглых стола и визит
депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. Такие контакты
позволяют выстроить позитивный диалог в рамках транспарентной политики КТК в
области охраны окружающей среды.
Справочно:
Трубопроводная
система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере
с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода
Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется
более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских
месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК
оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно
загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при
неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры
КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО
«Транснефть» (доверительное управление) – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО
НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron
Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian
Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG
Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx
Caspian Pipeline LLC – 1,75%.