
2 июля 2025 года Резервуарный парк Морского
терминала КТК посетила группа экологических активистов, а также корреспондентов
СМИ и некоторых подававших обращения на горячую линию МБУ «АПК Безопасный город
– ЕДДС» жителей Новороссийска и входящих в состав муниципального образования
прибрежных населенных пунктов. Визит стал очередным шагом инициативной и проактивной
деятельности Каспийского Трубопроводного Консорциума в области охраны
окружающей среды, развития диалога с населением по вопросам эмиссии летучих
органических соединений при погрузке нефти на танкеры.
Руководители и специалисты Консорциума ознакомили
гостей с объектами Морского терминала, а также рассказали о современных и
безопасных технологиях, применяющихся при хранении, транспортировке и перевалке
углеводородного сырья. В частности,
участникам встречи была продемонстрирована действующая с начала 2023 года система
автоматического контроля качества воздуха «Атмосфера».
В состав разработанной по заказу КТК в НПО «Прибор»
ГАНК» системы автоматического контроля качества воздуха «Атмосфера» входят стационарный
и два мобильных поста. Каждый из постов включает в себя два трехканальных
газоанализатора ГАНК-4М (внесенных в Государственный реестр средств измерений
Российской Федерации), метеостанцию, пробоотборный зонд, модем беспроводной
связи, систему резервного питания, датчики состояния устройства.
Сертифицированные оптические датчики
газоанализаторов измеряют содержание различных химических веществ в воздухе в
поточном (непрерывном) режиме в соответствии с аттестованными на федеральном
уровне методиками, устанавливающими соответствующие ограничения. На
соответствие нормам предельно допустимой концентрации (ПДК) в составе
атмосферного воздуха измеряются такие химические вещества, как предельные
углеводороды С1-С5, С6-С10, С12-С19, толуол, бензол, ксилол, метил- и этилмеркаптаны.
Стационарный пост системы контроля качества
атмосферного воздуха выполнен в термозащитном вандалоустойчивом боксе и
установлен на границе санитарно-защитной зоны Морского терминала КТК и зоны
жилой застройки. Показатели стационарного поста публикуются в открытом доступе
на сайте «Панорама КТК»:
https://cpc-online.ru/specprojects/ecoinformer/
Участников визита также ознакомили с принципиальной
схемой работы Морского терминала. Из магистрального трубопровода нефть сначала
поступает в расположенный в горах Резервуарный парк Морского терминала. Он
представляет собой одно из крупнейших в России нефтехранилищ общей вместимостью
1 млн тонн. 10 резервуаров РВСПК-100000, оснащенных автоматической системой
пожаротушения, находятся в надежных железобетонных каре, способных вместить
120% содержимого каждого резервуара. Для исключения попадания нефтяных паров в
атмосферу резервуары оборудованы плавающими крышами с жестким вторичным
затвором высокой плотности.
За счет разницы высот расположения Резервуарного
парка (РП) и Береговых сооружений (БС) Морского терминала нефть из резервуаров
РП под действием силы тяжести поступает по межплощадочному трубопроводу на БС и
далее по подводным трубопроводам на выносные причальные устройства (ВПУ),
откуда по двум плавучим наливным шлангам уже подается в судовые танки танкеров.
ВПУ находятся на значительном удалении от берега
(около 5 км), что позволяет обеспечить максимальное рассеивание выбросов загрязняющих
веществ с танкеров до безопасных для человека значений концентраций. Результаты
показывают, что уже на береговой линии концентрации загрязняющих веществ
значительно ниже допустимых.
Гостям продемонстрировали высокотехнологичный
комплекс очистки бытовых и производственно-дождевых сточных вод и систему
водоотведения. Сточная вода очищается до нормативных показателей и используется
для восполнения противопожарного запаса воды Морского терминала, что позволяет
исключить сброс сточных вод в морскую акваторию.
Напомним, что КТК с 2018 года регулярно организует
дни открытых дверей и круглые столы для экологического актива, местных жителей,
корреспондентов СМИ, знакомя их с производственными процессами транспортировки
нефти. В 2023 году состоялись два таких круглых стола и визит депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края. 16 апреля 2024 года Резервуарный парк КТК посетила группа экологических
активистов, местных жителей из Новороссийска, станицы Раевская, сел Южная
Озереевка и Глебовское, а также представителей СМИ.
Помимо подобных инициатив, делающих работу
нефтепроводной компании более понятной и транспарентной, Консорциум с
привлечением специализированных организаций проводит научные и мониторинговые исследования
состояния экосистем Черного моря и качества атмосферного воздуха в зоне
деятельности Морского терминала КТК.
Справочно:
Трубопроводная система
КТК – один из крупнейших проектов в энергетической сфере на территории СНГ.
Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому
маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а
также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ),
позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега.
Акционеры КТК: Российская
Федерация – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%,
Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium
Company – 15%, Лукойл Интернешнл Гмбх – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company –
7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings
Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline
LLC – 1,75%.