За первую половину 2025 года на Морском терминале
КТК в рамках производственного экологического контроля (ПЭК) сторонние
аккредитованные лаборатории выполнили 5203 исследования промышленных выбросов,
атмосферного воздуха и уровня шума, а также 1072 исследования природных
поверхностных и подземных вод, сточных и питьевых вод, донных отложений.
Результаты исследований подтвердили, что воздействие,
оказываемое хозяйственной деятельностью Морского терминала на природную среду,
осуществляется в пределах установленных нормативных значений, качество
атмосферного воздуха в зоне деятельности МТ соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям.
В сравнении с другими видами доставки углеводородов
современный трубопроводный транспорт является наиболее экологичным, так как
кратно уменьшает необходимость перевалки транспортируемого продукта на
протяжении всего маршрута от отправителя к получателю.
Экологическая безопасность деятельности, охрана
окружающей среды, рациональное природопользование, сохранение биоразнобразия
флоры и фауны входят в число приоритетных задач КТК при осуществлении
производственной деятельности.
С целью сокращения выбросов на объектах
магистрального нефтепровода используется запорная арматура класса А и
сертифицированное оборудование максимального класса герметичности.
Применяющиеся в компании высокотехнологичные технические решения позволяют не
только минимизировать выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но и
уменьшить углеродный след транспортировки нефти. Независимая оценка выбросов парниковых газов
и углеродного следа продукции Каспийского Трубопроводного Консорциума на российском
сегменте нефтепроводной системы за 2022–2023 годы позволяет говорить об их
сравнительно низких значениях для компаний нефтегазовой отрасли. Подробнее об
этом сообщалось в статье «Углеродный след нефтепровода» корпоративного журнала «Панорама
КТК».
https://cpc-online.ru/publication/?SECTION_ID=9&ID=23563
С целью контроля и сохранения качества атмосферного
воздуха производственный экологический контроль (ПЭК) на объектах КТК
осуществляется с использованием инструментальных и расчетных методов.
Оперативный мониторинг состояния атмосферного воздуха ведется с привлечением
сторонних аккредитованных лабораторий и с использованием переносных
газоанализаторов.
С апреля 2023 года Консорциум, исходя из показателей
метеостанций на ВПУ, начал снижать скорость погрузки танкеров не только при
фактическом наступлении неблагоприятных метеорологических условий, но и при
ветрах южных направлений в районе акватории Морского терминала КТК. Требования
учтены внутренними документами компании, их учитывают подрядчики и
грузоотправители КТК.
Также в 2023 году в районе Морского терминала КТК
введена в эксплуатацию система автоматического контроля качества воздуха
«Атмосфера», которая состоит из одного стационарного и двух мобильных постов.
Каждый из постов включает в себя два трехканальных газоанализатора ГАНК-4М
(внесенных в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации).
Стационарный пост системы контроля качества атмосферного воздуха установлен на
границе санитарно-защитной зоны Морского терминала КТК и зоны жилой застройки.
Сертифицированные оптические датчики
газоанализаторов в поточном (непрерывном) режиме в соответствии с
аттестованными на федеральном уровне методиками измеряют в составе атмосферного
воздуха содержание таких загрязняющих веществ, как предельные углеводороды
С1-С5, С6-С10, С12-С19, толуол, бензол, ксилол, метил- и этилмеркаптаны.
Результаты измерений показывают отсутствие превышений установленных для этих
веществ предельно-допустимых концентраций (ПДК). Статистические данные с поста
размещаются на странице «Экоинформер» сайта «Панорама КТК».
https://cpc-online.ru/specprojects/ecoinformer/
Справочно:
Трубопроводная система
КТК – один из крупнейших проектов в энергетической сфере на территории СНГ.
Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км. По этому
маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а
также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ),
позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега.
Акционеры КТК: Российская
Федерация – 24%, МК «КТК Компани» (ООО) – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%,
Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium
Company – 15%, Лукойл Интернешнл Гмбх – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company –
7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings
Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline
LLC – 1,75%.